germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Categories:

ШАЛЯПИН. ВСТРЕЧИ И СОВМЕСТНАЯ ЖИЗНЬ (- не сексуальная. Воспоминания лучшего друга - germiones_muzh.)

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ИМПЕРАТОРСКИЕ ТЕАТРЫ
по открытии Парижской выставки в мае 1900 года я получил письмо от управляющего московскими Императорскими театрами В.А. Теляковского, в котором он мне предлагал принять на себя ведение художественной части (- оформление декораций и костюмов. - germiones_muzh.) московских Императорских театров и сообщить о времени моего приезда в Москву.
Я сказал об этом Шаляпину.
-- Придется и тебе петь в Императорском театре.
-- Вряд ли,-- ответил мне Федор Иванович,-- они меня там терпеть не могут. Да к тому же считают революционером.
-- Какой ты революционер? Где ж ты будешь петь? Мамонтов ведь разорен.
На этом разговор наш оборвался.
По приезде моем в Москву на другой же день утром ко мне приехал очень скромного вида человек, одетый в серую военную тужурку. Он был немножко похож лицом на простого русского солдата. В светло-серых глазах его я прочел внимание и ум.
Он просто сказал мне:
-- Я бы хотел, чтобы вы вошли в состав управления театрами. Страдает у нас художественная сторона. Невозможно видеть невежественность постановок. Я видел ваши работы у Мамонтова, и мне хотелось бы, чтобы вы работали в театре. Жалею, что нельзя привлечь Мамонтова, с ним такое несчастье.
-- А как же с оперой?-- сказал я. -- Ведь опера -- это Шаляпин. Какая же русская опера без Шаляпина?
-- Да, это правда,-- согласился Теляковский,-- но это очень трудно провести. Хотя я об этом всегда думал.
В тот же день я приехал к Теляковскому, и мы с ним проговорили до шести часов утра.
Через два дня состоялось мое назначение, и я познакомил Теляковского с талантливым художником А.Я. Головиным.
После первых наших постановок -- балетов "Дон Кихот" и "Волшебное зеркало" -- все газеты разразились неслыханной бранью. Артисты отказались надевать мои костюмы. Декорации Головина повешены были машинистами вкривь и вкось.
Грингмут в передовой статье писал в "Московских Ведомостях": "Декадентство и невежество на образцовой сцене".
На генеральной репетиции "Дон Кихота" в Большом театре на Теляковского, который сидел в первом ряду, бросилась с истерическими рыданиями какая-то полная женщина, видимо, желая нанести ему оскорбление действием...
Теляковский схватил ее за руки и спросил:
-- Кто это такая?
Оказалось -- супруга декоратора Гельцера.
Любопытно, что еще до происшествия из конторы Императорских театров в тот день было сообщено по телефону в Петербург, что управляющему нанесено оскорбление за проведение невежества и декадентства. Московские газеты всех направлений и оттенков прямо сошли с ума.
И странно: театр, обычно пустовавший в дни балетных спектаклей, на представлениях балетов "Дон Кихот" и "Волшебное зеркало" был полон.
Шаляпин тем временем вел ежедневно переговоры с Теляковским. И Теляковский говорил мне, смеясь:
-- Ну и особенный человек ваш Шаляпин. Вы знаете, какие пункты он вносит в контракт? Например: постоянная годовая ложа бенуара для его друга Горького. Потом еще три ложи для его друзей, которых, оказывается, он даже и поименно не знает. Потом плата, невиданная в Императорских театрах,-- полторы и две тысячи за спектакль. Притом он уже несколько раз терял подписанные мной с ним контракты. Наконец, знаете, что я сделал? Я подписал ему чистый бланк, чтобы он вставил сам пункты, какие ему нравятся. Все равно, кроме платы, ничего выполнить невозможно. Например: у его уборной должны находиться, по его требованию, два вооруженных солдата с саблями наголо...
Я не мог слушать эти рассказы без смеха.
-- Зачем же это ему нужно?
Теляковский тоже отвечал, смеясь:
-- А как же! Для устрашения репортеров...
Через некоторое время Теляковский вновь мне сказал:
-- Шаляпин-то ваш опять контракт потерял. Жена его положила в шкаф, а шкаф переменил мебельщик. Все ищет, пока поет без контракта. Чтоб удовлетворить его требования, пришлось повысить цены на его спектакли. Что делать? Великий артист. Явление исключительное... Я лично рассказал Государю о Шаляпине, контрактах, декадентах. Государь смеялся и сказал, что ему все только и говорят, что о декадентах в Императорском театре.
Вскоре по уходе Волконского Теляковский был назначен директором Императорских театров в Петербург.
Императорские театры -- опера и балет, делали с тех пор полные сборы, и казенные субсидии театрам уменьшились благодаря этому более чем вдвое.
Газеты долго еще продолжали писать о декадентстве. И вдруг -- тон изменился. Про меня начали писать: "наш маститый", "превзошел себя". Уже привыкнув к ругани, я даже испугался: уж не постарел ли я?..
Шаляпин был в полном расцвете сил и своей славы.

СПЕКТАКЛЬ В ЧЕСТЬ ЛУБЭ
В Петербург приехал президент Французской республики Лубэ.
Весной в китайском театре в Царском Селе был назначен парадный спектакль. Я делал декорации для акта балета "Фонтаны" из "Конька Горбунка", оперы "Фауст" -- "Сад Маргариты", а также для сцены "Смерть Бориса", в которой участвовал Шаляпин.
Подошел вечер спектакля. Шаляпин одевался и гримировался Борисом. Режиссеры волновались, как бы не опоздать.
-- Начинайте, начинайте,-- говорил Шаляпин.
В это время в уборную к нему зашел великий князь Владимир Александрович (- меценат, охотник и гурман. Командовал гвардией и Петербургским военным округом. - germiones_muzh.). Сев против гримировавшегося Шаляпина, он спросил его:
-- Ну как? Что-нибудь новое учите?
-- Некогда, Ваше Императорское Высочество,-- ответил Шаляпин. -- Некогда.
-- А что же?
-- У меня француженка, Ваше Высочество, и какая! Что учить? Когда учить? Все равно все забудешь... Какая француженка! Вы поймете...
-- А-а!-- засмеялся басом великий князь. -- Что же, все может быть. И давно это с вами случилось?
-- На днях.
-- Федор Иванович,-- говорил оробелый режиссер,-- увертюра кончается, ваш выход.
-- Я слышу,-- сказал Шаляпин и быстро поднялся. Я вышел с ним на сцену. У входной двери сзади декораций боярской думы режиссер, державший дверь, чтобы выпустить в нужный момент Шаляпина, следил по клавиру (- по перекладываемым нотам партитуры идущего спектакля. - germiones_muzh.).
Шаляпин, стоя около меня, разговаривал с балетной танцовщицей:
-- Господи, если бы я не был женат... Вы так прекрасны! Но это все равно, моя дорогая...
Тут режиссер открыл дверь, и Шаляпин, мгновенно приняв облик обреченного царя (- Бориса Годунова. - germiones_muzh.), шагнул в дверь со словами:
-- "Чур, чур, дитя, не я твой лиходей..."
В голосе его звучала трагедия. (- эти слова в опере Мусоргского царь адресует убиенному царевичу Дмитрию, который ему привиделся. По-другому сие, конечно, петь нельзя. - germiones_muzh.)
Я удивился его опыту и этой невероятной уверенности в себе. Он был поразителен.
Государь и президент, а также и весь зал без конца аплодировали ему. На другой день Теляковский поднес ему в подарок от Государя большие золотые часы, сплошь покрытые бриллиантами.

КОНСТАНТИН КОРОВИН (1861 - 1939. художник, изгнанник первой волны, друг Шаляпина)
Tags: мы с Шаляпиным вдвоём и рисуем и поём
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments