germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

ВЕСЁЛЫЕ БУДНИ. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ГИМНАЗИСТКИ (1906)

ЁЛКА – ШАРАДЫ
положительно нет ни минутки свободной, чтобы записать что-нибудь в дневник, так и рвут во все стороны, то туда, то сюда, и всё такие вещи, что не откажешься, уж больно интересно.
На первый день, как и решено было, устроили ёлку. Сами знаете, сколько это возни: все обвяжи, прикрепи, прицепи, a венчики -- знаете, такие красивые разноцветные кружочки из леденца? Кушали? Нет? Попробуйте, следует, они y Кузнецова по 60 коп. за фунт продаются -- так их еще и расцепи, потому они вечно так посклеиваются, что ни тпру, ни ну; особенно если их еще перед употреблением в холодное место поставить a мамочка прежде так и делала, думала лучше, -- куда там! тогда уж прямо пиши пропало, ни за что не отдерешь, раскрошатся на кусочки и ничего больше не остается, как съесть их.
Ах, как я люблю елку! По-моему без неё Рождество не в Рождество. Если бы мне Бог знает сколько подарков наделали и без елки, я бы не утешилась. Под елкой все, все красивее кажется. И потом, что я просто обожаю, это минуту, когда елка уже готова, все навешено, свечи вставлены в подсвечники, подсвечники сидят верхом на веточках, -- все это и мы, конечно, тоже помогаем прилаживать, a потом вдруг:
-- Ну, дети, теперь идите в кабинет, a мы здесь без вас все зажжем.
Пойдешь это туда, двери за вами закроют; порассядешься, кто где, a только разговоры все не клеятся, нет-нет, да невольно и прислушиваешься к тому, что в гостиной творится. Бумага шуршит... Что-то вынимают... Еще... Опять... Стук... Что-то кокнули...
-- Что такое? Что? -- голос папы.
-- Нет, ничего, я только стукнула Турка, -- отвечает мамочка.
Что за турок? интересно. Опять шур... шур... шур... опять шуршит. Наконец нас зовут.
Как весело, радостно, так по-праздничному сияют милые огоньки, много-много их и среди комнаты, и на стенах залы, даже на стене кабинета, даже в мамусином будуарчике. Елочка отражается во всех трех зеркалах гостиной, в папином висящем над тахтой зеркале, в мамочкином трюмо. Чудо!
Из детей были только Снежины -- Люба с Сашей, да наш Володя, a из больших мамочкины три кузины -- Женя, Нина и Наташа, их брат -- студент Боба, дядя Коля, Леонид Георгиевич с тетей Лидушей, Петр Ильич -- да, кажется, и все; свои только, все самые близкие. Каждый получил хорошенькие подарки и чудные бонбоньерки. Всех подарков перечислять не стану, это и я засну, пока напишу, да и тот, кто читать будет, тоже носом клевать начнет, где же там? Подумайте, столько людей и каждому по одному, два, a то и три подарка. Скажу только, что я получила; журнал "Всходы" за весь прошлый год в чудном зеленом с золотом переплете; душку-предушку туалетный столик, покрытый белой кисеей и весь подхваченный голубыми бантиками, a на нем страшно симпатичный приборчик из сине-зеленоватого стекла, вроде моего фонарика. Теперь моя комнатка еще милей и уютнее станет. Потом пенал, круглый, с пресмешной головой арапчонка наверху, бюварчик (- это папка для писем и бумаг. – germiones_muzh.) и книгу "Две девочки и один мальчик" (- Роберта Флетчера. Межпрочим, американца. – germiones_muzh.), которую мне давно хотелось иметь; говорят, преинтересно, но сама я еще ничего сказать не могу, потому нет таки решительно ни минуты, чтоб почитать.
Пока елка горела, мы ели, ели и ели, да еще хлопушки хлопали и потом наряжались в колпаки и костюмы, которые в них всегда бывают. Взрослые все тоже должны были надевать. Мамочку нарядили пожарным, a Петра Ильича чухонкой молочницей; Володьке достался костюм bebe (- младенец. Тот еще! – germiones_muzh.), мне -- мак, Любе -- рыбачка.
Если б вы только видели Петра Ильича чухонкой! Толстый, милый, жирный, под подбородком завязочки от чепчика, a из под завязочек его собственная говядина так и висит.
Но это все еще ничего, дальше лучше было. Затеяли опять в шарады играть, это любимая игра Жени, Нины и Наташи, они чудно умеют и выдумывать, и представлять. Этот раз все, все без исключения приняли участие. Разделились, как всегда, на две партии -- одна представляет, другая смотрит и отгадывает, по очереди. Я была в одной партии с Наташей, Петром Ильичем, Женей и Володей. Этот раз очень заковыристые шарады придумывали, такие слова попадались, что я не особенно-то и понимала их. Но это все равно, не в том дело.
С самого начала была шарада "куль -- е -- бяка"
Первую картину так изобразили (это наша партия). В Малороссии, в крестьянской избе сидят хохлатки. (- видимо, хохлушки. Хохлатки это курицы. – germiones_muzh.) Все мы хохлатками и нарядились, накрутили вроде таких... как они называются?.. ну, что малоросски на головах носят, тряпочки такие? ну, все равно. (- это называется намиткой, Муся. - germiones_muzh.) Поняли? -- и сзади концы прицепили, будто ленты и косы; обмотались пестрыми салфетками, скатертями. Очень хорошо. Сидим. Вдруг из другой комнаты пение:
Я до кумы иду
Ей кулечек несу,
A y том, y куле
Черевички куме.

Входит Петр Иванович, в своей военной форме с аксельбантами, a сверх сюртука вместо кушака повязан пестрый платок, что наша Дарья на рынок надевает, на голове моя серая барашковая шапочка, как хохлы носят, под рукой кулек, и входит он приплясывая и опять припевая:
Я до кумы иду
Ей кулечек несу...

Ну, потом подходит к нам, здоровается, начинает из "куля" вынимать то одно, то другое, и всем хохлаткам раздаривать. Мы все рады, все заглядываем в "куль", a он из него вещицы все тянет да тянет.
Это был "куль".
Потом второе: "Э... э... э". Будто мы в ложе, a один господин (Боба) все э-кает, так фатовато, противно говорит.
Последнее -- "бяка". Вот как мы тут все живы остались и не перемерли со смеху, так я и до сих пор не знаю. Уж не говорю про Любу, про меня, но мамуся платком слезы вытирала, так она смеялась.
Третью картину, самую эту "бяку", так изобразили:
Мы все -- маленькие дети, только Женя гувернантка (- Женя играет гувернантку. – germiones_muzh.). Мы одни в комнате, шалим, кричим, деремся. Вдруг дверь отворяется и Петр Ильич в бумажной шапке с султанчиком, за поясом зонтик вместо шашки, вприпрыжку, верхом на половой щетке вскакивает в комнату и начинает как будто давить нас. Мы визжим, кричим, он все скачет. Дверь распахивается, влетает гувернантка -- Женя. Как посмотрела она на Петра Ивановича, -- и роль свою забыла, чуть на пол не садится от смеха. Наконец с силами собралась, стала бранить нас, всех по углам рассовала, a мы-то ей со всех сторон: "Злюка!!", "Бяка!", "Бяка!"; Петр Иванович схватил ее за платье, сам все верхом на щетке скачет и ее за собой по всей гостиной за юбку тянет и громче нас всех: "Бяка"! "Бяка"! "Бяка"!
(- по-моему, некорректно играют: сплошные вокальные подсказки. Мы в студенчестве «крокодилили» строго по правилам… – Но мило. – germiones_muzh.)
Кто не видел, и тому, я думаю, смешно читать будет, a посмотреть, так, я вам говорю, умереть надо.
Целое было -- "кулебяка"; ничего особенного: именины и угощают кулебякой.
Другая шарада была тоже уморительная, даже того, не так, чтоб и слишком comme il faut, но ведь мы были все свои, только родные, Петр Ильич не считается, он все равно что свой, да и тут опять он одну из главных ролей исполнял. Я ее все-таки запишу, a коли кого-нибудь из читающих мой дневник уж очень большая comme il faut'ность одолеет, пусть перемахнет странички через две, но только, право, он много потеряет; уж мамуся моя, вы знаете, y-ух как за bon genre (- хороший тон [фр.] – germiones_muzh.), стоит, a здесь и она не выдержала, смеялась как девчурочка.
Другая шарада была -- "карикатура".
Первая картина -- корчма. Женя в переднике (накидка с подушки), платочек (чайная салфетка) на голове -- хозяйка. Публика заходит закусить и выпить, кто рюмочку, кто две. Вдруг дверь с шумом распахивается, и в шапке набекрень вваливает гуляка-француз -- Боба.
-- Эй, madame! Un quart , де водкэ! (- Эй, мадам четверть [бутылка, 3 литра], де водкэ! – Смесь францусского с нижегородским. Смешно. И многовато водкэ для француза. – germiones_muzh.) -- кричит.
Женя низко кланяется.
-- Стаканчик прикажете, вашей милости?
-- Нэ, нэ, стаканшик, donnez un quart (- дайте четверть [фр.] – germiones_muzh.) де водкэ! -- грозно вопит француз.
-- Рюмочку, рюмочку? -- все не понимает хозяйка.
-- К шорту рюмашка, -- quart, quart де водкэ, -- ревет гуляка.
(- чо ты так расходился-то? Ведь выпьешь – умрешь. – germiones_muzh.)
-- Прости Господи, что твоя ворона раскаркалась, -- говорит Женя: -- Ну его! Дам четверную, пусть пьет.
Приносит ему большую бутыль.
Это было "quart".
Второе. Все мы будто идем дачу нанимать. Выходим на улицу, то есть в гостиную, a там метут, каждый около своей дачи, три дворника: Петр Ильич, Боба и Володя и беседуют себе, по-настоящему, по-дворницки. Мы появляемся. Наташа обращается к Бобе:
-- Нельзя ли, любезный, дачу осмотреть?
-- Для ча нельзя? иик... завсегда... иик... можно... Пожа... иик... луйте... иик...
-- Фу, какой ужасный дворник, -- говорит Наташа, -- не будем лучше и дачи смотреть; -- (к дворнику): -- Мы, братец, другой раз зайдем, теперь поздно".
-- Мо-ожно... иик... и другой... для ча... иик... нельзя? Мы... иик... завсегда... иик... готовы... иик... служить.
Подходим к Володе. Наташа опять:
-- У вас, братец, дача отдается?
-- Так... иик... тошно... иик... ваше пре... иик... посходи... иик... тельство и... ик...
Наташа не может сдержать хохота, мы все тоже валяемся, даже мамуся весело так, раскатисто хохочет. Но Наташа опять входит в роль, подтягивает губы и обращается к нам:
-- Я думаю, здесь и смотреть не стоит, видите, тут дворник тоже уже начал... -- она не договаривает.
-- Да, да, конечно, -- говорим мы, -- не стоит, вон там третий стоит, приличный такой, верно и дача хорошая.
Подходим к Петру Ильичу.
-- Сдается дача? Можно посмотреть?
-- Можно... иик... можно, а... иик... сколько... иик... вам комнат иик... иик... иик... иик..."
-- Нечего сказать, хороши, -- говорит Наташа, -- точно все сговорились. Фи, уйдем, может это заразительно, я чувствую, что и мне что-то хочется иик... икать...
Второе, вы поняли -- было, pardon, "икать".
Третье -- "ура". Ничего особенного: пили на свадьбе за здоровье новобрачных и кричали "ура". Целое -- "карикатура" (немного оно безграмотно вышло, мягкий-то знак лишний, ну, да ведь это не русский урок -- сойдет).
Нарядили мы все того же Петра Ильича дамой, в белое платье, которое смастерили из всяких покрывал, на голову надели ему такую большую мамочкину шляпу с пером, дали веер в руки, и вот он, приподняв шлейф и приложив руку к сердцу, сперва присел, a потом нежным женским голосом запел:
-- Поймешь ли ты души моей волнение...
Дальше не помню, какие-то мечты, цветы, что-то подобное. (- романс, автор стихов вроде неизвестен. Музыка Дмитрия Сартинского-Бей. – miones_muzh.) Нет, это надо было видеть его! Умирать буду, не забуду!
Много еще шарад представляли, да всех не опишешь. Потом сделали маленькую передышку. Кто пить пошел, кто курить, кто что-нибудь с елки снимал пожевать.
Вдруг через некоторое время появляется Володя, и физиономия y него этакая особенная, сильно жуликоватая, сразу видать, что какую-нибудь штуку устроит:
-- Многоуважаемые тети, дяди, папа, кузина, гости и все старшие! Прошу минутного внимания. Сие произведение..."
Дальше я со страху не слышу. Ну, думаю, беда, -- на дневник мой наткнулся, верно ключ в столике оставила, вынуть забыла. Руку за воротник -- нет, есть, на мне мой ключик; слава Богу! Как гора с плеч. Что же он там откопал?
-- Итак, -- слышу опять -- выньте носовые платки и прошу внимания.
Вытягивает что-то из кармана... Батюшки! -- Сашин роман! В руке y Володи синеет тетрадочка, a Сашины уши сперва краснеют, как кумач, a затем стремглав скрываются вместе со своим обладателем в соседней комнате.
-- Любовь Индейца Чхи-Плюнь" -- возглашает тем временем Володя. "Роман политический и литературный".
"Было очень жарко и индеец Чхи-Плюнь хотел пить, -- a до реки Невы бедняжке далеко было, -- от себя вставляет он: -- a потому он стал собирать землянику в дремучем лесу, около Сахары, где рычали свирепые Тигры и Ефраты. Тогда он видит, что идет -- хватит ли y меня только сил выговорить? -- чудной красоты индейка Пампуся. "Пуся, моя Пуся, Милая Пампуся" -- опять коверкает Володька -- "женись на мне, будешь мадам Чхи-Плюнь!" Хорошо, говорит Пимпампуся, я женюсь на тебе, если ты меня любишь; но если ты меня любишь, о мой Сам-Пью-Чай! То подари мне золотое кольцо, которое было продето в нос нашей царицы Пуль-Пу-Люли. -- "Хорошо, говорит Чхи-Плюнь -- подарю!" -- и он пошел тащить кольцо из носа Пуль-Пу-Люли (до чего, о любовь, ты не доводишь! -- опять понес Володя отсебятину, закатив глаза и вздыхая), a индейка раскрыла зонтик, села на блюдо и помчалась на крыльях радости прямо на кухню, где ее, начинив предварительно черносливом, изжарили в свежем масле.
Мир праху твоему, царица души Чхи-Плюнь.
(Продолжение следует).
Хохот был всеобщий, только Саша, стоявший с самого начала чтения красный, как рак вареный, понемножку-понемножку все пятился к двери, пока не нырнул в нее.
-- Браво! Браво! Автора! Автора! -- закричал сам же первый Володька, ну, да и мы, грешники, подтянули.
Но автор пропал без остатка. Пошли на розыски, и наконец дядя Коля вытащил его, несчастного, из-под дивана в мамином будуарчике, куда он забился. Хоть и не люблю я его, но он так был сконфужен и имел такой жалкушенский вид, что мне его немножко жаль стало. A Володьке-то от старших влетело за то, что он бедного Сашу переконфузил.
Да уж насмеялись и надурачились мы в тот вечер вволюшку. -- Хорошо!

ВЕРА НОВИЦКАЯ (1873 - ?)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments