germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Categories:

рыцарская броня и пята

- нет, это не о кольчугах и латах миланской и аугсбургской работы. Это о духе и плоти рыцаря, которые важней. В конце концов, рыцарь "в костюме Адама" - это рыцарь, а "низкий человек" и в доспехах - только недоразумение. Но и у каждого Ахиллеса есть своя голая пятка для укуса... Вот и о ней тоже.
Призванный из германских чащ и от воинственных идолов Вотана Богом и Блаженным Августином для того, чтобы защищать Божий Мир и вести Божию войну, рыцарь слишком много принес с собой из дебрей древности. (Каменные своды и стены замков мне всегда, честно говоря, напоминали пещеры неолита). И споткнуться - при всей выучке и силе - с таким грузом было не мудрено... Жизнь ковала тело и дух. Начиная с 7 лет мальчик рыцарского рода учился бегать и держаться в седле, плавать, метать камни и копья, владеть любым оружием. До наших дней дошло много комплектов рыцарских лат для детей "младшего школьного возраста": их учились носить с младых ногтей (оруженосцы даже танцевали в латах, оттачивая координацию движений и привыкая к их тяжести). Рыцаря учили преодолевать и побеждать. Боль, врага, любые обстоятельства. Он не обращал внимания на боль - жестокие удары, даже не пробивая панциря и шлема, дорого доставались телу. Абу Шама писал после битвы при Хаттине в Святой земле, что франкский рыцарь неуязвим, пока сидит на боевом коне - он представляет собой живой слиток железа; это следует относить и к высокому болевому порогу, позволявшему продолжать вести бой, получая переломы, контузии и раны. Но не чувствующий своей боли легко не заметит боли другого... И рыцарский конь был под стать хозяину: могучий першерон или рысак в тонну весом, обученный опрокидывать все и вся на своем пути, вставать на дыбы и двигаться вперед, нанося удары копытами врагу. Обуздать такого зверя слабаку не под силу; однако и хозяин, как его конь, привыкал прежде всего опрокидывать и превосходить. Такая привычка определяла рыцарский нрав. Коронным приемом боя для рыцаря был таранный удар копьем на скаку, когда всадник железно укреплялся в седле, закрывшись щитом и зажав под мышцей копье: составив единое целое с махиной несущегося коня, он таким ударом мог пробить и каменную стену (как выразилась византийская царевна Анна Комнин). И в мирной жизни благородный воин был таким же - неуступчивым, упорным, порывистым в преодолении. Для рыцаря легче было сражаться, не щадя себя, чем смирить свою гордыню. Роскошная господская жизнь с пирами и охотами, привычка щедро дарить - разоряют; пузырящаяся на клинке кровь ближнего - пьянит... Вот один из самых красивых и гибельных рыцарских девизов: "Королем быть не могу - а герцогом не желаю. Я - Роган!" Для них важно было - показать себя (между прочим, характерное современное армейское выражение!). Филипп де Коммин приводит случай: некий мессир Эрнотон, когда его сеньор приказал подбросить дров в очаг, отстранил слуг, поднял на плечи осла с вязанкой дров - и борцовским приемом бросил в огонь (это не менее 140 кг веса). Все это (плюс гордость ретроспективным рядом воинственных и знатных предков) вырабатывало жестокий индивидуализм, неукротимую склонность - быть первым, несмотря ни на что... Христианская вера, культ дамы сердца, созданный для умягчения и смирения рыцарских сердец - все это перетолковывалось ими на свой лад слишком часто и превратно... Не перевоспитали рыцарство Крестовые походы; так не смогли дисциплинировать духовно-рыцарские ордена. И в конце концов, не сумев и не пожелав преодолеть одного - ужасной гигантомании своего духа - одинокий "титан Средневековья" пал под организованным натиском копий и алебард плебейской пехоты расцветающих городов Ренессанса, добитый залпами нововведенной артиллерии и аркебуз и погребенный в руинах своих заложенных банкирам замков... Имел ли он право жаловаться на это? ...И все же что-то нам он оставил: спорт как поединок равных со стремлением превзойти собственные возможности (рыцарское правило: "честный бой, без всяких хитростей и уверток"; английские водители до сих пор говорят тормознувшему их за превышение полисмену: "Be sporting!" - "Будьте же спортивны!"), учтивость по отношению к женщине, верность данному слову - и образ Персеваля, Лоэнгрина и Дон Кихота, странствовавших, совершая подвиги в поисках и во имя Недостижимого Совершенства.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • БЕЛЫЙ ТИГР. - XXXV серия

    почему-то хотелось еще немножко побыть с машиной. Я помыл ее и протер. Три раза кряду. Бутылка из-под «Джонни Уокера» валялась на полу…

  • (no subject)

    традиционный человек в своем жизненном пути останавливался и обосновывался на островах. Он неторопился и обживал пределы. Остров Чревоугодия; остров…

  • сказка бирманцев

    МАУН КОУН в давние времена жили два закадычных друга. Одного из них звали Маун Поун, а другого - Маун Коун. Они всегда были неразлучны: всюду ходили…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments