Пользоваться народными легендами вообще надо с умом - критически. Иначе как нынешние энтузиазты, вырастите развесистых клюкв... Всякий народ свое болото хвалит. Или горы. А чужое хулит. Вот в этом сюжете мудрые и мужественные кабардинцы переиграли монголов... - Но это только в одной местности. Вообще-то Мункэ побил адыгов и занял предгорья несмотря на мужественное сопротивление Тукара - которого историк Рашид ад-Дин зовёт царем, хотя насамделе-то наверняка тот был лишь главой княжеского союза, как позднейшие князья-вали. Однако адыгские националисты рады сегодня использовать термин примененный чужаком персом Рашид ад-Дином, чтоб утверждать что была, была дескать у них государственность! Почти стали правителями наши Иналы... - Чуть-чуть несчитается, увы, почтеннейшие! А популярный в сети русский "историк" Л. охотно вывешивает картину маслом супербитвы, в которой монголы по голливудским стандартам играют роль тупых статистов и пассивных "мешков" для воинских демонстраций виртуозных кабардосов... Конечно, всё было не так. А как могло быть? Давайте попробуем понять).
В 20-х годах XIII века монголы, имея богатейший опыт боев и передовую военную организацию, пришли в Закавказье. Побили грузин, пригрозили аланам, но те отбились. И ушли - это был разведрейд. Вернулись в конце 30-х. Аланов и их союзников половцев добивали долго - те упорные оказались и хорошо укреплённые. Но добили. И стали развивать успех...
Некий Китай-хан (у монголов было много ханов. Чингис - каган: великий. И всёже, Китай скорее был только нойон) двинулся на кабардинцев, наводя по пути свои порядки. Местные князья начали собирать ополчение. Но тут прибыл посол, который заявил: "Чего боитесь? Китай-хан пришел с миром. Хочет узнать, верно ли адыги так храбры и сильны, как говорят? Мы выставим лучшего своего борца. Найдете смельчака против него? Племя проигравшего станет рабами победителям".
- Ничего себе заявочки! Вот так интурист. Однако надо ответить. - И старейшины адыгов нашли ответ.
Выбрали из черного народа - не из уорков-дворян и не из князей-пши - женщину по имени Лашинкай, которая легко одолевала мужчин. Переодели в черкеску, длинные волосы прикрыли мужской шапкой.
Ставка хана была в верховьях реки Чегема. Князья прибыли со своим борцом. Монгольский батыр Кайсын уже ожидал.
Сам Китай любовался борьбой с высокого сиденья. Однако быстрой победы невышло: поединок затянулся на час... (мне встретилась версия про хитро уворачивавшуюся девушку, вконце концов показавшую свои волосы и сбившую ошарашенного монгола сног круговой подсечкой типа "хвост дракона". Это красиво, но малохарактерно для традиций борьбы на Кавказе). Тяжелая была мясорубка. Вконце концов, монгол проиграл. Хан недвинулся, но изменился в лице. Настал критический момент! И тут старейшины сказали:
- Это женщина Лашинкай. Но если хочешь, мы приведем и мужчин нашего рода?
- Нет, - ответил хан. Он уже взял себя вруки. - Уговор есть уговор.
Он отдал адыгам семерых рабов - ими стали родичи побежденного Кайсына. И двинулся в другом направлении: места, чтоб завоёвывать, было еще много.
Монголы умели и побеждать, и проигрывать. А адыги - стоять за свою свободу.