germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Category:

значение "двойной протомы" в искусстве древ.Руси

возьмите вруку древнерусскую шахматную фигурку "коня". (Их много было, разных игр на доске: и с бросками костей-кубиков - с однотипными фишками, и фигурные шахматы похожие на наши. Наборы фигурок из "рыбьего зуба" - моржового клыка, или из мягкого камня, из древа точёных, носили в мешочке в кошеле на поясе. Доску чертили на земле либо вырезали на столе, на палубе)... - Всмотритесь: конь двухголовый на одной "шее" - затылок кзатылку, носы смотрят в разны стороны! Такиеже двухсторонние коники на старинных прялках, на "подол" которых пряхи садились, как на телегу или в сани; и на верховом бревне-матице, венчающем избу. Этот способ изображенья называется археологами "двойная протома": протома значит "передняя часть, голова". Он дошел до нас от скифов, у которых браслеты м шейные гривны заканчивались зачастую с кажстороны такими полуфигурками зверя или человека...
Полагаю, двойная протома с направленными в разные стороны головами и без спины - это идея коня. (Знаете, как будет "идея" по древнерусски? Ладно. Вдругой раз вооружу вас арсеналом философских понятий наших предков). Не просто изображенье, а идея. Просто конь может захромать, отравиться лихою травой, заболеть сапом, остаться вконюшне далеко, постареть и умереть... А идея коня - она на все времена, во всяком пространстве. На семи ветрах - в любую сторону: скачи нехочу. Она всегда стобой, доставит всюду. Если ты наездник:)
- Вот такой древнерусский "тянитолкай".
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments