germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Category:

«царское место» - стол, престол, трон русских царей

государи Руси сидели непросто на троне-престоле - их "царское место", которое устраивалось "нарочно": в палате, во храме, в чистом поле даж, сложнее. Царское место представляет собою окруженный ограждением престол на ступенчатом возвышеньи под островерхой кровлей на столбиках. Ограда была невыше плеч восседающего государя. - Эдакий павильон-беседка.
- Понятно, в чем преимущества такого "места" - оно создаёт уединение даж на открытом пространстве; небоится ни дождя, ни жары. Но стол-престол в средине, конечно, заглавная часть.
Хранящиеся в Оружпалате троны русских государей, в основном импортной работы - Западной али Восточной. Они принципиально отличаются друг от друга (хотя даж по фотографиям это бывает незаметно: надо самим посмотреть, примерить). Рассмотрим три.
Самым старым из сохранившихся считается трон из слоновой кости. (Конечно, он покрыт резными планками, а не сплошной. Но вид производит). Его обычно называют троном Ивана Грозного, и сделан он немецкими мастерами в XVI веке, тоесть по времени вроде подходит. Однако нефакт, что на нем восседал Иоанн IV - скорейвсего "костяной стул", как он прозывается в старинных грамотах, попал на Русь вкачестве императорского подарка пожжже... Тем не менее, для Грозного своей строгостью стиля, неприступностью цвета этот трон очподходит, и Антокольский "позаимствовал" для своей знаменитой скульптуры именно его. Трон высок, прямых, отвесных очертаний, которых мягкие скругленья подлокотников и спины не сглаживают. Рельефная резьба слоновокостяных планок - на библейские восновном сюжеты. С такого судить да назначать... Многочисленные фото и даж изваяние Антокольского "Иван Грозный" накотором царь престарело "развалился" на троне, не дают правильного представления о важной его характеристике: трон тесный. Он четко формирует позу сидящего, "дисциплинирует".
Восточные троны иранской работы принцыпиально другие: посути своей они диваны на подножии с бортиком и так и зовутся "тахтэ". Нашим царям шахи и другие азиатские благожелатели дарили более соответствующие креслу сиденья. Но даж они просторны и вобщем больше радуют формами... Вот роскошный "алмазный трон" XVII столетия, преподнесенный царю Алексею Михалычу вдар армянскими купцами из Персии. Он вроде конструктивно и неочень отличен от "костяного тула" - но широк, удобен, угол "отвала" спины больше. На таком и "развалиться" можна:) Создан из благоуханного сандалового древа и обит златыми да серебряными басменноузорными пластинами. Около 800 алмазов, рубины, бирюза. По низу престола вереница слонов с погонщиками наспинах шествуют к раскрывающемуся супертюльпану... На высокой спинке панно черного лака: в нем два крылатых ангела держат картуш с торжественною надписью: "Могущественнейщему и непобедимейшему...." - и прочая ботва. Хорошо прогнулись. Алексей Михалыч уважил просьбы исфаханских купцов-армян, а за трон пожаловал 4 тыщи рублёв серебром да 19.500 медью. (Такие дары безвозмездно принимались только от владык. Равных).
Вот еще трончик - совсем иранский. Малый. Пуфик такой, с низенькой подпоясницу спинкой. Кубастый, но внутри фигурновырезной. Покрыт златыми пластинами с рубинами да бирюзой, обит сверху да снизу был драгим "золотным" персидским бархатом. Позже ветхую обивку заменили на новую: бархат теперь французский... - Сиживали. Хорошее переносное сиденье. Дар шаха Аббаса Борису Годунову 1604 года.
Хватит, пожалуй. Да! Русской работы престолы в Оружейной тоже есть, несомневайтесь
Tags: бирюльки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments