- Вино было красным, виноградным. Поскольку получалось оно методом естественного брожения - то сильно пенилось, выделяя приэтом углекислый газ. Тоесть, производило воздействие еще до того, как его пробовали:) А чаша?
Чашу Хайям часто называет "джамом". Даже: джам-и-джам. Но это скорее мистикофилософский образ, чем тип посуды: мифический первопредок Джамшид имел чашу, в которой видел все, что происходит вмире... Вот и вы тяпните какследует - еще не то увидите! Суфии, блин... По-настоящему чаша у иранцев зовется "кос". Винная чаша нам известна с древнеперсидских времен, когда ислам еще незапретил им бухАть: на миниатюрах, фресках, росписях это сосуд, приближающийся поформе к опрокинутому конусу. Иранская чаша чащевсего имеет ножку. Невысокую восновном, хотя возможны варианты. Во времена Хайяма вино продавали тайно, в трущобах; занимались этим всякие маги-огнепоклонники и прочие басурманы-немусульмане (позже в Средней Азии производство и продажа вина стали делом евреев). В таких кабаках, где собирались пьяницы и суфии - одним словом "ринды", безумцы - посуда наверняка была грубая глиняная, массивная и пористая. - Чтоб нежалко. А знатоки и лакомки в своем кругу могли пить из легких кашинных керамических чаш на изящнойножке, расписанных глянцевым орнаментом...
В общем, разные чаши были. Но поскольку Хайям в молодости и старости был беден (его и из Исфахана, где онбыло устроился при меликшахском дворе выгнали за вольнодумство), он пил больше из грубых чаш. Из кабацких.