- Так было с первых времен обращения Руси в христианство. Епископы, согласно летописям, пеняли Владимиру Святославичу что стесняется карать разбойников - а он отвечал: "боюсь греха". Пришлось им давать разъяснение, что Бог поставил его государем на милость добрым людям - но на страх злым.
Итак, мейнстрим русских царей был установочным для подданных: с государя брали пример дворяне, а с тех крестьяне. Царь Алексей Михайлович обычно вообще ел нескоромное - и очпростое: кашу гречневую, хлеб ржаной, кубок вина неболее, али браги либо пива с корицею; мяса некасался по средам и пятницам. А молился и поклоны отбивал в моленной сотнями! В году у православных - до 212 постных дней; а рождественский и великий посты длятся по сорок. В первые три дня такого поста царь вовсе ничего не ел, только пил квас. В четверг, субботу и воскресенье ел горячее. А в остальные дни куску хлеба с соленым огурцом и соленым грибом... - Надо сказать, этот строгий устав перемежался постными праздниками, втомчисле именинами членов семьи: тогда подавались ягодные и рыбные деликатесы, грузди да рыжики, и прочее. И постоянно из честных монастырей приезжали попотчивать государя чем попостнее и повкуснее. Отказываться неприходилось:)
Пост состоял нетолько в "диете". На это время воздерживались и от многого другого. От охоты, которая на Руси пуще неволи. От многих иных праздных развлечений... Пост был функционален: в болезни, в трудной дороге, в ратном походе допускались послабления.
Зато по окончании постного говенья на царский стол ставились лебеди под медвяным взваром, зайцы ярые, гуси-индейки верченые на вертеле с гвоздикою, буженина, бараньи ноги чиненые яицами, лосятина-поросятина... Всего не перечесть. И царь, как Христос на стене, раздавал это ближним (боярам). А чтоб не распускались, ломал у них передносом пальцами грецкие орехи и ядрами угощал: Алексей Михалыч был Тишайший, но спортсмен. Умел вразумить царскими пендалями и забороду болтуна выдворить, ежели надо.