germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Category:

СКАЗКА ПРО ПОДСКАЗКУ (довоенная сталинских времён)

жила в нашем городе Подсказка. Ходила она по школам и подсказывала. Идет раз Подсказка рано утром по улице, видит — выстроена новая школа. Остановилась Подсказка у школы и постучалась в дверь.
Открыл швейцар, смотрит — на крыльце стоит старушка.
— Ты куда, бабушка? — спрашивает он.
А Подсказка ему отвечает:
— Я новая уборщица, пришла классы убирать.
Пустил швейцар Подсказку в новую школу, и стала она там жить.
Рано утром приходит Подсказка в школу, гуляет по коридорам, классы осматривает, а в это время ребята собираются.
Много ребят учится в школе — и отличников, и лентяев, а в одном из классов учатся два товарища — Петя и Рома.
Нужно вам, ребята, сказать, что хотя Петя с Ромой и очень дружили, но мальчики были разные.
У Пети всегда по дисциплине отлично, а Рома — шалун. Петя был первым учеником в классе, а Рома — самым последним, ленился и учиться не хотел.
Однажды приходит Петя в класс раньше всех и ждет Рому.
А Рома накануне до самой ночи с ребятами в городки играл, проспал и на урок опоздал.
Бежит Рома по коридору, торопится, вдруг навстречу ему Подсказка.
— Что, — говорит, — опаздываешь, да и уроки, наверное, не готовил?
— Арифметику выучить не успел, — отвечает Рома, — вчера поздно спать лег.
— Ну, ничего, я тебе помогу. Ты только про себя скажи:
Арифметики не знаю,
Я Подсказку вызываю:
Приходи, Подсказка, в класс
Поскорее на подсказ.

— Как только ты так скажешь, я сразу буду около тебя и все, что нужно, тебе подскажу.
— Спасибо тебе, Подсказка, — ответил ей Рома и пошел в класс.
В классе шел урок арифметики — повторяли таблицу умножения. Рома таблицы умножения не знает, а учитель его спрашивает: сколько будет шестью шесть?
Встал Рома и молчит. Молчит да глаза таращит. На пальцах хотел сосчитать — пальцев нехватает. «Вот, — думает, — хорошо бы сделаться сороконожкой, тогда и таблицу умножения учить не надо: сразу на ногах сосчитать можно».
Вдруг вспомнил он про Подсказку и говорит про себя:
Арифметики не знаю,
Я Подсказку вызываю:
Приходи, Подсказка, в класс
Поскорее на подсказ.

Не успел он это до конца сказать, как Подсказка тут как тут.
— Тридцать шесть, — отвечает Рома по подсказке.
— Верно, — говорит учитель. — Садись.
Так с этого дня и пошло.
Рома совсем перестал учить уроки, потом про Подсказку другому лентяю рассказал, и через неделю все лентяи бросили учиться, стали на одну Подсказку надеяться.
А вызовут в классе, им Подсказка то тоненьким голоском с задней парты подскажет, то птичкой чирикнет в открытое окно, то мышкой из угла шепнет.
Стал Рома получать хорошие отметки и из последнего ученика в первые вышел.
Загордился Рома, заважничал.
— Я, — говорит, — все знаю.
Готовит Петя уроки, а Рома шалит, заниматься ему мешает, да еще и поддразнивает:
— Эх ты, — зубрилка! Я книгу в руки не возьму, а урок отвечу.
— Как это ты, — удивляется Петя, — можешь хорошо отвечать, если ты уроков не учишь?
А Рома смеется:
— Зачем мне учить уроки, я и так все знаю.
Весь год Рома лентяйничал.
Наступили экзамены. Все ребята подтянулись, каждый хочет ответить на отлично и в следующий класс перейти. Одни лентяи ничего не делают. Шалят, дерутся, по школе бегают и на Подсказку надеются.
А у Подсказки дела много. В каждом классе экзамен — где арифметика, где русский, а у Ромы — география.
Бегает Подсказка из класса в класс. Не успеет по русскому подсказать, как ее лентяи зовут на арифметику; только начала арифметику подсказывать — слышит: Рома зовет:
Погибаю, погибаю, —
Географии не знаю.
Приходи, Подсказка, в класс
Поскорее на подсказ.

У Ромы учитель про океаны и экватор спрашивает.
Водит Рома указкой по карте — никак не может найти экватора. А Подсказка вбежала в класс, схватила Ромину руку, ткнула в северный полюс и дальше побежала.
Бегала-бегала Подсказка из класса в класс, устала и начала путать.
А Рома ее слушает и отвечает:
— На земле есть разные океаны. Один Тихий, а другой Индийский, там индейцы плавают. Потом есть еще экватор, а около него дует ветер, пассаж. В океане дуют другие ветры: один норд-острый, а другой лорд-вестый, и течение Гольдшмидт, которое течет на двести миллиметров мимо острова Буяна. А остров этот каменный — из полевого шкафа сделан.
Но тут такой смех поднялся, что ничего не слышно.
Поставил учитель Роме по географии плохо.
Вышел Рома в коридор, чуть не плачет, а там из других классов лентяи собрались, Подсказку ругают.
Один мальчик говорит:
— Я из-за рыбы на второй год остался. Спрашивает меня учитель, какая голова у сома, а я отвечаю: большая — трудоспособная. Это мне так Подсказка подсказала.
— Да, — говорит другой, — и меня Подсказка подвела. Куда это она спряталась?
Пошли лентяи искать Подсказку. Нашли ее в углу за печкой. Схватили и выгнали вон из школы.

ИВАН БЕЛЫШЕВ (1894 - 1942). «ТРИДЦАТЬ ТРИ ЖЕЛАНИЯ»
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments