- Здесь беру именно рукоять, не эфес который в сборе навершие, рукоять, гарда. Рукояти мечей восновном делались из органики: древо, кость, рог, кожаная обмотка. Они крепились на хвостовике клинка-полосы, а в самначале хвостовик заклепывался на навершии. Как результат - рукоятей почти несохранилось. Орнамент гарды-перекрестья мечей кыево-новгородской эпохи представлял собой плетения растительные либо змеиные; они характерны и для скандинавского региона. Вообще, змеиная семантика присуща холодному оружию викингов... Но у нас есть-таки несколько металлических, главобразом бронзовых рукоятей мечей эпохи! И они богато орнаментированы.
Орнамент наносился либо в углубления - инкрустацией проволок из цветных металлов - либо чернью. Был еще вариант покрытия эфеса золотой или серебряной фольгой с орнаментом. Узор представлял либо леторосли-завязи древа жызни (идея пришедшая едвали не со скифских еще акинаков!), либо чешуи рыбы а может и гада. Чешуйный орнамент мы имеем на редчайшей сохранившейся костяной рукояти новгородского ножа XII века: она представляет собой рыбу сиг, резные чешуи ввиде дисков с центральным кружком. Другой вариант на Пурдошанском мече с бронзовой рукоятью - здесь чешуи имеют направление: нахлёст показывает, что "хвост" это навершие, а голова - перекрестье. (У ножа из Новогорода этого нет - но есть стилизованный хвост рыбы на конце противоположном клинку). - Словом, все версии чешуй говорят об одном: клинок выходит из пасти рыбы или вернее, гада. (Молниеносный взмах либо тычок оружием уподоблялся броску-укусу змея, лезвие представлялось его зубом или жалом. А рукоять - скользким чешуйчатым телом, которое трудно удержать).
Таким образом, мы видим идеомоторные установки заложенные в символике орнамента рукоятей клинкового оружия древней Руси.