germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Category:

статуэтка зороастрийского Куроса из Оксианского клада (серебро, II век до н.э.)

знаменитый Оксианский клад, после многих приключений и перипетий доставшийся британцам, состоит восновном из золотых вещей. Но серебряная фигурка обнаженного юноши смешанного ирано-эллинского стиля из него так хороша, что без спору выбираю ее.
Высокая, почти в 30 сэмэ статуэтка - литая с гравировкой. Совершенно очевидно эллинское влияние. Иранское искусство нелюбит обнаженку, а сюжет: нагой спортивный юноша (курос) в возрасте эфеба это классика греческой скульптуры. Юноша стоит в строгой, но свободной позе - ноги вместе, руки согнуты влоктях, но неприжаты к телу. Зороастрийский спиритуализм преобразует античный образец трансформируя пропорции, незаметно вытягивая голени и бедра изображаемого вдлину так, что на торс и голову приходится уже только треть; высокая коническая (спереди - сбоку видно, что она скорее фасолевидная) тиара делает его совсем уже подобным горящей свече... Большеглазое спокойное лицо, волосы изпод тиары завиты на концах ровным валиком. Что он держит (остались только отверстия в сжатых кулаках) - цветы, жертвенных птиц? Кто он, этот велеокий красавец времен диадохов Александра Македонского, ставших восточными царями? Быть может, царевич, сын грека и иранки? Или это сам божок Солнца - светлый Митра, посредник меж тремя мирами? Мы не знаем.
Tags: бирюльки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments