?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 September 2020 @ 10:36 pm
классификация скандинавской нечисти  
вцелом, нечистая сила в традиционных представлениях скадинавов, имеет такую же структуру, как и у других индоевропейских народов. - Однако, "благодаря" неполноте источников, путанице в терминах и ошибкам сказителей, это неочевидно.
Начнем с дохристианских воззрений. В мифомире древних саг "Старшей эдды" вселенная разделена на сферы влияния положительных сил - горячесветлых солярных божков асов, и негативных тёмнохолодных хтонических - великанов ётунов-турсов и чудовищ: таких как мировой змей Ёрмунганд и суперволк Фенрир. (Мы, людишки, и обычные зверюшки находимся посредине). Борьба меж ними логически должна завершиться Рагнарёком, последней битвой, в которой сгорит мир. Однако есть надежда, что он возродится...
С христианизацией Скандинавии картина сдвигается: огнебожки совсем уходят - их заменяет Христос и святые; теперь они противостоят тёмным силам, в число которых попадают и самые "подозрительные" из солярных асов (преж всего Один, божок боевого безумия, смерти и мести).
Силы тьмы подразделяются на три класса: демоны; злонамеренные живые люди и звери; нЕжить - неупокоенные мертвецы и зачарованные люди и звери. Третий класс представляет собой нечто среднее меж первыми двумя (ибо нежить это предельно демонизированные души).
Рассмотрим примеры.
Демоны - темнохолодные великаны - на позднем этапе народных представлений превращаются в троллей. Тролли бывают как гигантскими, так и очмалыми по размерам. Обитают они подземлей и в темных пещерах, света не терпят. Способны проходить сквозь землю и камень (ходить "нижними путями"). Владеют сокровищами и магическими силами. Похищают детей и вредят людям.
Злонамеренные люди это восновном ведьмы - мужского колдовства в Скандинавии почти нет (имеются единичные исключения и соседние лопари-саамы, у которых все мужики колдуны. Лопари практикуют восновном стихийную магию). Ведьмы образуют тайные женсоюзы недовольных с целью подрыва существующих социальных порядков. Дружат с троллями и вступают с ними в неприличные отношения. Ездят на волках, погоняя гадюками, едят человечину и мертвечину, оборачиваются животными и заколдовывают других людей. Судя по материалам некоторых саг, предельно близки к позднейшим ведьмам раннейшие валькирии.
Нежить достаточно разнообразна: есть ходячие мертвецы, похищенные-подмененные-заколдованные живые. Восставшие мертвецы в сагах именуются драугами (есть и другие наименования); драуги восновном движутся в своих мертвых телах, порой вырастают в размерах и очсильны, причем возвращаются поночам к людям, душат и убивают их, ездят для устрашения по крышам домов и всякое такое... Однако есть и бесплотные призраки, в мерцающем свете охраняющие древние курганы. - Впрочем, их можно понимать и как переходные формы. Кроме них, действуют детские нежити - мюлинги, злые духи младенцев, которых бросили умирать (в старину в неплодородной Скандинавии такого хватало) - вотличие от неуклюжих драугов, они быстры и изобретательны. Сосут кровь... От противоестественных связей ведьм и похищенных с троллями происходят мутанты, иногда очпохожие на людей как хульдры стремящиеся к ним вернуться. А иногда причудливо-териоморфные: чудовища с человечьими лицами, как маргуги и прочие монстры, больше вредящие.
Да! Оборотней-ульфхеднаров и берсерков, если они добровольные, есть смысл причислять к зловредным людям. А ежели заколдованные - то к нежити.