germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Category:

ХОРОШО ЖИТЬ НА СВЕТЕ! ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СЧАСТЛИВОЙ ДЕВОЧКИ. XXXV серия (1906)

ЭКЗАМЕН
вот он, наконец, прошел, этот страшный, давно ожидаемый день (- вступительного. – germiones_muzh.) экзамена. Поздравьте: эти строчки пишет ученица VII класса отделения Б!..
Но расскажу все с самого начала.
Разбудили меня рано, но пока мы оделись, собрались и доехали до города и до гимназии, то времени прошло много.
Входим. Здание большое-большое и такое светлое, веселенькое, солнца много, и тихо-тихо так. Мамочка спрашивает швейцара: "Разве еще никого нет?" -- "Уж, -- говорит, -- сейчас в класс вошли".
Мамочка живенько повела меня в канцелярию, a там стоит какой-то высокий седой господин (оказался инспектор). Мама к нему, a он ее хорошо знает, еще и сама мамочка y него училась. "Простите", -- говорит, -- "Сергей Владимирович, опоздала немного, но мы так издалека"... "Ничего, ничего, лучше хоть поздно, чем никогда", a сам улыбается, и физиономия y него такая милая: волосы и борода совершенно белые, a лицо совсем розовое, молодое; глаза такого цвета, как кофе без сливок, добрые, веселые, нос прямой, a зубы, когда улыбнется, -- a он это все время делает, -- длинные, белые, как миндаль. Правду мамочка говорила, ужасно он милый, так бы все и смотрела на него. Но смотреть было некогда; пришла какая-то девица пришибленного вида в синем платье, и инспектор велел меня свести туда, где экзаменуются.
Мамочка поцеловала меня, перекрестила и сказала: "главное, Муся, внимательно слушай, что именно тебя спрашивают, и думай прежде, чем отвечать".
Я бегом побежала за классной дамой наверх. (- классная дама смотрит за поведением гимназисток. – germiones_muzh.) "Не бегай, запыхаешься, трудно отвечать будет, и рука станет дрожать", крикнула вдогонку мамочка.
Мне было весело и совсем не страшно. Привели меня в класс, где сидел батюшка и экзаменовал по Закону Божию. Я села и стала слушать. Некоторые девочки прелесть как отвечали, a зато другие!...
Батюшка спрашивает одну: "Что Бог в седьмой день сотворил? -- a она говорит: "Еву"... ведь так же ляпнуть! (- Еву Бог какраз несотворил – а оперативным путем получил из ребра Адама. – germiones_muzh.) Потом он одну спросил, где был погребен пророк Илья (- нигде: он взят живым на Небо. – germiones_muzh.), a та отвечает: "в Невской Лавре". Вот мамочка мне сколько раз говорила, что я на уроке такие глупости иногда отвечаю, что меня на выставку можно послать, -- вот бы ей здесь послушать!
Меня довольно скоро вызвали, спросили молитвы, символ веры, сколько было сыновей y Ноя (одна сказала – двенадцать [- а насамом деле три: Сим, Хам и Иафет. – germiones_muzh.]), и отпустили. Кто был свободен здесь, -- пошел на арифметику.
На арифметике особенного ничего не было и интересных глупостей никто не говорил; учительница тоже какая-то серая и кислая. Я свою задачу с шиком решила, строчки со скобками тоже верно сосчитала, и меня отпустили в коридор. Там меня поймала одна мамочкина знакомая классная дама, стала меня расспрашивать, что я батюшке отвечала, и сказала, что теперь и она мне вопрос задаст, посмотрит, знаю ли я что-нибудь: "Ну, скажите-ка одиннадцатую заповедь"! -- спрашивает, а я и говорю: "А вот, когда вы ее выдумаете, тогда я ее и выучу". "Молодец, говорит, не даром "двенадцать" поставили"! Другие классные дамы тоже разговаривали и шутили со мной.
Потом нас повели на русскую диктовку.
Вот это так страшно! уж я чувствую, что непременно куда-нибудь да не ту букву всажу, не потому, что не знаю, нет, я теперь и "ять" вызубрила, a вот рука точно нарочно не то напишет.
Диктовка была не трудная и коротенькая, куда короче, чем мамочка мне делала. Потом стали устно экзаменовать. Учительница премилая, толстая-толстая, подбородок двойной, и хоть и делает строгое лицо, a сразу видно, что добрая, похожа на такого милого толстого барбоса. Она старая: еще когда моя мамочка поступила в приготовительный класс, то она ее экзаменовала.
Ну, на русском тоже ничего себе, глупости говорили. Одна спросила, как будет 112 во множественном числе; другая говорила, что "рябчик" происходит от слова "робкий", a потому его надо писать через "п".
Наконец вызвали меня и еще одну девочку, -- там все по две сразу выходят; ту учительница стала спрашивать, "а вы", говорит мне: "пока подумайте". "Господи, о чем же мне думать?" думаю я и смотрю на большую серую кошку, которая идет по соседней крыше. "Верно птиц хочет ловить... нет, мышей, -- полезла в окошко чердака, a там наверно мыши, a то и крысы есть... Фу, какие глупости, ведь не о кошке же мне думать надо! О чем бы думать?.. Когда "е" выпадает, пишется "ять"... т. е. нет, наоборот... Господи, какие y учительницы руки толстые! Я думаю, y мамочки талия тоньше... Опять не то... Окончание "ение" через "ять", когда от глагола"...
-- "Ну-ка, Старобельская, теперь вы", -- прерывает мои мысли толстый барбос.
В диктовке оказалось две глупейших ошибки, я как увидала, сейчас и выкрикнула: "извините, я нечаянно ошиблась: побрел -- е, a приобрел -- ять, право нечаянно"!
Учительница смеется. Спросила, как называется мысль, выраженная словами.
"Мысль, выраженная словами, называется предложением, потому что мы ее предлагаем другому. A ведь какие мы иногда пустяки предлагаем -- ужас"! Совсем нечаянно это сорвалось с языка, и я подумала: кажется, глупо вышло. Барбос ничего -- засмеялся. Стихи "Молись, дитя, тебе внимает"... (- стихотворение Ивана Никитина. Прежде говорили: не «читать», а «сказать» стихи. И это правильно. – germiones_muzh.) я чудно сказала, a когда читала, ляпнула глупость: там написано было "стая ловчих", я и говорю: "это стая собак", но сейчас же сама поправилась: "нет, нет, то стая гончих". (- гончие собаки, а ловчие охотники. – germiones_muzh.) Поставили мне "одиннадцать" и повели на французский.
Француженка тоже мамочку учила; миленькая очень, только ужасно желтая, будто ее йодом помазали. Диктовку я написала без ошибок, и отвечала с шиком, так что учительница меня поцеловала, велела кланяться мамочке и сказать, что она молодец, так дочку хорошо приготовила.
Вот на этом экзамене смешно было: одна девочка переводит: в нашей гостиной стоит стол и стулья -- il y a dans notre salon une table et des chemises -- вместо des chaises (- рубашки вместо стульев. Слово похоже. – germiones_muzh.). A другая переводит: в буфете есть салфетки и скатерти -- il y a dans notre buffet des serviettes et des canapes -- вместо des nappes (- диваны вместо скатертей. – Действительно, вбуфет не влезут. – germiones_muzh.). Даже учительница смеялась.
В час все было кончено, и наши мамы пришли за нами.
Я получила два "одиннадцать" и два "двенадцать"; конечно, что я выдержала, но меня так напугали этим конкурсом, что я беспокоилась и несколько раз спрашивала и француженку, и барбоса, примут ли меня. Они смеялись и говорили, что нет, что всех, y кого больше десяти, принимать вовсе не будут, потому что они уж и так все знают, и делать им в гимназии нечего.
Прямо с экзамена мамочка меня повезла в кондитерскую пить шоколад с пирожными; есть мне очень хотелось, a такие вкусные вещи тем более. Подкрепившись, мы отправились в гостиный двор, и там мамочка купила мне в награду за мое поступление хорошенький золотой браслет с вырезанной на нем надписью "на память". Затем мы заехали в фруктовый магазин и накупили всякой всячины, a потом уже отправились домой. Папа вернулся раньше обыкновенного, чтобы узнать поскорей все подробно. Он очень обрадовался и сказал, что я совсем молодчина, но еще больше мне надо похвалить и поблагодарить мамочку за то, что она так потрудилась со мной. A правда, много я ее, бедненькую, намучила! Я поблагодарила ее горячими поцелуями, a папочка и этим, и еще чем-то: он надел ей на палец прехорошенькое колечко с двумя бриллиантами, один в самом кольце, a другой висит на цепочке, точно капелька. Мамуся осталась очень довольна!
Конечно, я сейчас же полетела объявить всем о своем благополучии и, с мамочкиного разрешения, пригласить всех вечером. Вышел самый настоящий бал: танцевали и дети, и большие до двух часов и очень, очень веселились! Никогда я не забуду этого дня! Милый, добрый Митя, как он был доволен моей удачей, как радовался за меня! Я-то свой экзамен сдала, что-то Бог даст Володе?
В этой тетрадке пишу последний раз, теперь начну новую под заглавием. "Воспоминания гимназистки". Но это еще не сейчас, теперь на книги и тетради глядеть не хочу до самого начала классов. Буду играть, бегать, пользоваться последними свободными днями, последним временем, которое я еще здесь со своими друзьями.
Хорошо жить на свете!

ВЕРА НОВИЦКАЯ (1873 - ?)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments