germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

- сзади, матушка, сзади.

…Маркиан Проклятов дослуживал тридцать четвертый год службы (- и степные караваны перехватывал казак Проклятов, и в Каспийском море на льдине тонул; ходил в пики, к винтовке привык с 12 годов, и принужде пил морскую воду, хоть «горонит маленько». Небыло ему сносу и промашки ни в бою, ни впромысле. – germiones_muzh.) и глядел, хоть еще и крепок был, в отставные, да не выпускали, велели послужить еще с год, а там обещали начать забирать справки. Между тем потребовали с Уралу полк в турецкую войну. Вышел на базарную площадь в Уральске экзекутор войсковой канцелярии, - прежде делывал это войсковой есаул, - прочитал вслух казакам, которые собрались в кружок и слушали, сняв шапки, что: "велено-де поставить полк к такому-то числу, приходится пяти служивым казакам поставить одного; сборное место - город Уральск". Прочел и пошел домой, только и забот войсковому начальству, а полк к сроку будет.
Заложилась наемка, как говорят казаки (- уральские казаки служили «наёмкою» - в очередь, и можно было откупиться, заплатив другому вместосебя. – germiones_muzh.), или установилась цена, подможных мирских денег по восемьсот рублей. Проклятову негде взять двухсот рублей на свою долю (- как все уральцы, подымал он много на осетрах да икре. Да еще боле детей подымать приходилось… - germiones_muzh.), надо идти служить самому. Дай пойду, говорит, возьму еще раз деньжонки, авось в последний сам соберусь и своих наделю и послужу напоследях великому государю.
Пошел, запел опять песни, обзавелся трубкой, добыл на поход чубарого коня, оба уха и ноздри пороты, и редкой прыти. Полк пробыл два года в Турции, тут еще позадержали в Польше с лишним год (- русско-турецкая война 1823 - 1829, и польское усмирение 1830 - 1831. – germiones_muzh.), наконец спустили; пошли домой на Урал. Выбыло из полка, однако же, человек полтораста (- из шестисотенного состава, коли неошибусь. – germiones_muzh.).
Большой был праздник в Уральске, когда вступил туда с песнями 4-й полк. Родительницы (- так называли жен: у староверов уральцев они были грамотны и молились за мужей. Вот за то. – germiones_muzh.) выехали навстречу из всех низовых станиц, усеяли всю дорогу от города верст на десять; вынесли узелки, узелочки, мешочки, сткляницы, штофчики, сулейки: все, вишь, жалеючи своих, думают - голодные придут, так напоить и покормить. Стоит старуха в синем кумачном сарафане, повязанная черным китайчатым платком, держит в руках узелок и бутылочку, кланяется низехонько, спрашивает: "Проклятов, родные мои, где Маркиан?" - не слыхать голосу ее из-за песенников, подходит она ближе, достает рукой казака: "Где Проклятов?" - "Сзади, матушка, сзади". Идет вторая сотня, спрашивает старуха: "Где же Маркиан Елисеевич Проклятов, спаси вас Христос и помилуй, где Проклятов?" - "Сзади", - говорят. Идет третья сотня - тот же привет, тот же ответ. Идет и последняя сотня, прошел и последний взвод последней сотни, а все казаки говорят ей, кивнув головою назад: "Сзади, матушка, сзади". Когда прошел и обоз и все отвечали "Сзади", то Харитина догадалась и поняла, в чем дело, - ударилась об земь и завопила страшным голосом. Казаки увели ее домой, а Маркиана своего она уже более не видала.

ВЛАДИМИР ДАЛЬ (1801 – 1872). «УРАЛЬСКИЙ КАЗАК»
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments