- Палитра же Старшего Брейгеля любит сильные контрасты. Пейзажи у него объемномасштабны и роскошно-грубы.
Босх горожанин и рисует горожан. Человек Босха хрупок, уязвим. Твердая основа в нем есть - но она словно истрачивается, тает.
- Брейгель первым из голландцев начал изображать крестьян на сельхозработах как самодостаточный сюжет. Чувство почвы, природы безошибочное. Его человек укоренен и "крепкоголов". Ван Мандер считает что сам художник из крестьян (это сложно - гильдии того времени сообщества закрытые. Но возможно).
Символы и аллегории Босха досихпор - загадка и тайна. Скажем, кто такой "зеленый человек", появляющийся на его полотнах как наблюдатель? Неизвестно никому.
- Брейгель нагляден. Самая шифрованная его картина "Вверх тормашками" вполнесебе раскладывается на народные пословицы (мужыки нелюбят черезчур сложных загадок - слишкомумному и пиздюлей могут дать). "Сорока на виселице" - популярный псевдоним болтуна и доносчика. Черный человек в "Избиении младенцев" прозрачно похож на карателя Нидерландов герцога Альбу.
Ну и напоследок. Босх на автопортретах маленький сухонький бритый. - Брейгель высокий рукастый и с большой бородой.