germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Category:

крест царя Ивана IV Васильевича: камея на сапфире в златой оправе (Константинополь. XII–XIII вв.)

вещь редчайшая - уникальный уцелевший образец византийской глиптики периода расцвета - и стОит суперохрененно дорого. Но невэтом, понятно, дело.
Крест с Распятием на нем вырезан из васильковосинего сапфира. Он лишь чутьвыше, чем вширину, и несовсем ровный: естественные очертанья кристалла недоконца сглажены мастером - нижнее завершенье креста «уголком» как колышек, и правое (где левая Рука) толще левого. Концы их летяще скошены, как крылья. И крест словно несут незримые серафимы. Блять, хочется плакать, холодного пива… - До того сделано. Фигура Распятого по-романски исполнена жизни: даж стоит на обеих ногах, неприбитых друг к другу. Глава Христа чуть склонена на плечо, большие ладони обнимают весь им искупленный мiр.
В золотой лаконичной оправе московской работы XVI в.: скань, зернь, эмаль. По сторонам из зеленых виноградных листьев выходит белая лоза. («Я - истинная виноградная лоза, вы ветви, а Отец Мой - виноградарь… Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне») Сканый бордюр, по краю унизанный тесно крупными белоснежными жемчужинами. Оправа створчатая - сверху шарнир с рубином. Нужна еще чепь на коей вешали на грудь-перси, поверх одежи... Но отчепили.
- Один из крестов Ивана Грозного. Вероятно, был колыбельным крестом царевича Ивана Ивановича. Того самого. Которого.
Tags: бирюльки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments