germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Category:

Иоанн Грозный - и его духовник протопоп Сильвестр. Последний разговор. (1559)

…сурово встретил Иоанн вошедшего к нему Сильвестра: он, видимо, предчувствовал, зачем явился последний. (- Сильвестр уже потерял доверие 29-летнего царя: незадолго до того Иван перенес тяжкую болезнь - а протопоп открыто сблизился с его двоюродным братом князем Владимиром Старицким, претендовавшим на престол. Сильвестр был мудр - но не зависим. Такого ранимая натура Иоанна немогла простить. - germiones_muzh.)
— По какому делу пожаловал ты ко мне, отче? — с легкой усмешкой спросил царь священника.
Сильвестр выдержал настойчивый взгляд своего духовного сына молча.
— Что ж ты молчишь? Сказывай, зачем пришел? — нетерпеливо повторил Иоанн.
— Просителем за сирую вдовицу, — тихо ответил Сильвестр, — правды и милости искать.
Складки на лбу царя разгладились.
— Какую? Зовут ее как? Изобидели ее мои люди али из бояр который польстился на ее достатки?
— Не один, а многие, по твоему приказу и решенью, государь!
— Толковей сказывай, я что-то не пойму, опрежде имя!
— Ливония ей имя, государь! Страждет она, бедная, от войск твоих… (- Иван IV начал масштабную ливонскую войну. – germiones_muzh.)
Иоанн снова насупился, в глазах его блеснули недобрые огоньки: в нем просыпался жестокий властитель.
— Вдовица сирая! — искривив губы, но не повышая голоса, возразил царь. — Хороша ее беспомощность! Побили ливонцы на шведском море гостей наших новгородских, твоих же земляков, а ты за разбойников этих стоишь горой! Когда б не выборгский герцог Иван (- наместник. Выборг был шведским форпостом. – germiones_muzh.), ему спасибо от меня я посылаю, так без отместки и ушли б они: он в оковы их заковал да в башню засадил! Вот каковы твои сирые люди, злом колыванцы (- Колывань – Таллин. Город принадлежал Ливонскому ордену и входил в морской Ганзейский союз. – germiones_muzh.) к нам, русским, дышат!
Довольный, что ему удалось укорить своего духовника, Иоанн с той же усмешкой окинул глазами высокую фигуру стоявшего перед ним священника.
— Вина их вся лишь в том, что защищают они свою страну…
— И бьют гостей торговых! Грабят их товары и ладьи! — вскипел Иоанн. — Разбоем это я зову, а не защитой!
(- вопрос этот сложный. Сильвестр и вся «избранная рада» были против ливонской войны и убеждали Ивана освободить Русь от угрозы с юга: от Крымского ханства. С другой стороны, ливонцы провоцировали: не пропускали русских купцов, упорно саботировали выплаты долгов по «юрьевскому соглашенью», - обещали но невыполняли, - зато заключили с Польшей-Литвой военный союз против Руси… Вошли, побили ливонцев - но пришлось иметь дело с Литвой. Потом включились Швеция и Дания. Ливонская война, на первых порах удачная для русских, стала затяжной – и в конечном счете капканом… Ивану в начале его царствования всё удавалось, - и он к этому привык. Царя начало заносить. – germiones_muzh.)
— Они лишь мстят за разоренья, которые чинят у них в стране твои полки, государь, не памятуя, что не с басурманами воюют, а с христианским людом.
— Лютеры они зловредные, — прошипел Иоанн, — Замолчи, поп!
Сильвестр точно сразу преобразился: его осенило какое-то вдохновенье.
— Молю тебя, государь, внемли моим прошениям, верни полки из Колыванской земли, мне сердце говорит, что горе немалое ждет тебя, коль это не исполнишь!
Иоанн вздрогнул при слове горе.
— Старик! Попомни, что не юноша безвольный я теперь, которого ты раньше пугал! Я государь, властитель всей Руси! Пусть замолчит продерзостный твой язык!
Но приказание царя не остановило смелого, уверенного в правоте своих слов Сильвестра.
— Опомнись, государь, кара Господня близка, меч Его гнева над тобою занесен! Ты сына-царевича, наследника уже потерял, смотри, чтобы потерю еще дороже и ближе сердцу твоему не послал бы тебе Творец Небесный! Еще есть время, опомнись, государь.
Царь, вне себя от гнева, поднялся и с силой ударил посохом об пол.
— Замолчишь ли ты! Велю тебя расстричь и в дальнюю обитель на Белом море сослать! — закричал Иоанн.
— Твоя воля, государь, я сам хотел просить… отпусти меня в обитель, иноческий сан давно стал мил моей душе…
Изумленный подобной просьбой, царь сразу переменился: ему стало ясно, что Сильвестр не ищет снова получить над ним влияния.
— С чего это задумал, отче? — дрогнувшим немного голосом спросил царь.
— С той поры, как призвал Господь к себе подругу мою, верную жену Пелагею, я в мыслях решил постричься… Тяжело нам, людям, терять любимых, близких нам существ! Как тяжела и грустна потеря супруги… вспомяни, государь, мои слова!
Иоанн ничего не ответил священнику, отвернулся от него и рукою отпустил его.
Непонятная тоска овладела молодым царем. (- его первая любимая жена, Анастасия, в 1560 г. умерла. С ее потерей Иоанн IV стал изменяться всё больше и больше. - germiones_muzh.)...

ГЕОРГИЙ СЕВЕРЦЕВ-ПОЛИЛОВ (1859 - 1915). «ЦАРСКИЙ ДУХОВНИК»
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments