germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Categories:

КРЕЩЕНСКИЕ ФРЕСКИ БРАТЬЕВ САЛИМБЕНИ (XV век)

Днесь вод освящается естество, – поется в праздничных песнопениях Крещения Господня. Крещенская вода у братьев Салимбени поистине живая – в ней кишит рыбешка и лягушка, не тесно водяной змее, над нею реет белым голубем Святой Дух, ее уносят в бочонках на дальние винградники и пьют как доброе вино. Птица тащит из волны Иордана рыбину в обещание того, как будущие ловцы человеков будут выбирать свои неводы. Непременная псина, что выщелкивает блоху под Распятием, здесь свернулась сонной улиткой, кто-то бережно составил сброшенные еще на том берегу башмаки (- вернутся к ним, верно, уж после всеобщего воскресения из мертвых… Тот берег далёк. - germiones_muzh.). Мир нов и свеж. Все это хочется рассматривать и быть причастным.
О братьях-художниках из Сан-Северино мало что известно, даже даты их рождения высчитаны приблизительно, косвенно по датировке работ: 1374 – старший Лоренцо, 1380 – младший Якопо. Их фрески – те самые забытые сокровища итальянской глуши, о которых популярный в Италии искусствовед и телеведущий Витторио Згарби отзывается как о чудесах света. Почти все работы братьев не покидали пределов их родной провинции Марке, что-то сохранилось в церквах и в Пинакотеке Сан-Северино, что-то – в окрестных Фолиньо и Фабриано, но самые известные, если так вообще позволительно выразиться, росписи не познавших славу Салимбени находятся в Урбино. В 1416 году, а именно 8 июля братья закончили цикл фресок в урбинском оратории Сан-Джованни Батисты – святого Иоанна Крестителя. Это один из редких сохранившихся живописных ансамблей, пожалуй, сравнимый в своей цельности с ансамблями росписей Джотто во Флоренции и Ассизи. Сохранны 12 сцен на западной стене и пять – на восточной, а также грандиозное многофигурное Распятие (- оно поразительное. Цвета кричат, как стихии. Ангел, отвернувшись закрывшийся рукой, чтоб невидеть бегущей крови Христа, которую подбирает в потир… - germiones_muzh.) на алтарной стене.
Работы Салимбени относят к интернациональной готике, стилю декоративому и элегантному. Итальянцы видят ее суть (- особенность. – germiones_muzh.) не столько в священных сюжетах, сколько в сказочном восприятии мира. На фресках Салимбени наблюдения за повседневным, трогательная и смешная прозаическая деталь и очарование сказки соединены с поистине безупречной органикой, и так же гармоничен их труд в две руки, в две кисти, нигде не выдающий творческого эгоизма, но одно крепкое и завидное счастье творческого единства, союза во всей полноте этого слова.
(- очкрасив у них просто человек - и совершенно неприукрашен: с бледной непривычной безодежды кожей, мокрыми кудрями, разболтанными маятниками движений. Честноговоря, недопонял, зачем у одного мужика на проповеди Иоанна во рту рыба. Но, наверное, так надо:). - germiones_muzh.)
Среди фресок цикла святого Иоанна есть целых два Крещения – Крещение новообращенных и, собственно, Крещение Христа, или Богоявление. Другие фрески поочередно изображают канонические сцены: встречу девы Марии с праведной старушкой Елизаветой, будущей матерью Иоанна Крестителя, проповедь святого Иоанна, облаченного в кудрявую верблюжью шерсть, обличение царя Ирода, недоуменно выслушивающего чуждую ему мораль. В сцене Благовещения архангел Гавриил возвещает отцу Крестителя, священнику Захарии, что Господь посылает старикам ребенка, который будет идти "перед Господа", и слегка оторопевший старичок, лишившись дара речи, на восьмой день жизни ребенка, в день его обрезания, чернилами выводит его имя – Iohanes – Иоанн. Иоанн Предтеча – другое именование святого Иоанна Крестителя. У святых Захарии и Елизаветы даже золотые нимбы в изображении Салимбени – квадратны, а вовсе не круглы, как у Девы Марии и других святых, видимо, от непрестающего изумления. (- таких не видал боле ни у кого. – germiones_muzh.)
В сцене проповеди юного святого Иоанна сказаны слова Се Агнец Божий – Ecce Agnus Dei – сказаны о Том, Кто возьмет на себя грех мира, и Кого еще не видит пока никто, ни мы, ни эта нарядная толпа. И как же пусто среди этого калейдоскопически пестрого сброда, в этом театральном партере, где все заждались, и гул затих, и жмут подмостки.

ВЕРОНИКА БРУНИ
Tags: живо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments