султан Египта, Сирии и прочих прилегающих Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дуниа ва-ад-Дин Абу-ль-Музаффар Юсуф ибн Айюб - один из выдающихся участников войны за Святую землю, противник франкских королей Иерусалима Амори I, Балдуина IV Прокаженного, Балдуина V, Ги де Лузиньяна, крестоносца Ричарда Львиное Сердце, шейха ассасинов Рашид ад-Дина Синана и многих, многих других - еще в средние века считался в Европе образцом государственной мудрости и рыцарской чести. (Правда, в те времена еще ему не отказывали в способности на коварный замысел, хитрость - но в феодальном понимании это было нормально и не мешало считать Саладина благородным). Для тех же, кто сегодня увлекается историей Крестовых походов, султан стал просто эталоном миролюбия и чутьли не пацифизма. Единственный будтобы человек, на которого он лично поднял руку - граф Рено де Шатильон провозглашается неисправимым гнездом всех пороков, а Саладин - просто идеалом в котором сочетаются все добродетели... - Эдакий либеральный фетиш во исламе. В каждой из многочисленных современных книг о нем читаешь: "слёзы Саладина"; "Саладин пришел в ужас", "вне себя от горя, Саладин", "пораженный такой подлостью, султан"...
- Так ли это? Насколько человеколюбив был Салах ад-Дин?
Салах ад-Дин (это "лакаб", почетное прозвище - личное имя его Юсуф ибн Айюб) родился в семье профессиональных наемников, мелких курдских вождей, и занимался военным делом с детства. Он совершенно точно убил и ранил в боях немало людей разных национальностей и вероисповеданий. И своей рукой зарубил не только пленного Рене де Шатильона: то же самое он в молодости сделал со схваченным визирем египетского халифа Шаваром который был врагом дяди Юсуфа - Ширкуха. (А вот массовых избиений пленных он не имел на своей совести - в отличие от Ричарда). Будучи султаном, Юсуф ибн Айюб приказал распять суфия Сухраварди за ересь - как видите, не был он и веротерпим.
Исламские биографы подчеркивают увлечение Юсуфа науками: он мог вести диспут с учеными, изучал "Альмагест" и знал трехтомное собрание арабской поэзии. - Никак не стану этого отрицать; добавлю только, что в интересах ученых было "делать" султана ученым - человеком будтобы книги, а не меча. Им нужен был образец для рекламы. Не обошлось здесь и без релизиозной - мусульманской пропаганды... Исторически Салах ад-Дин Юсуф был склонен решать проблемы в соответствии с исламскими представлениями о справедливости, не одним мечом (вот дядя его был совсем другой человек!), и спасибо ему за это. Однако провозглашать его кумиром неверно и никчему. Политически он вынужден был постоянно воевать.
Юсуф ибн Айюб стал властелином случайно. "Я начал с того, что сопровождал моего дядю. Он завоевал Египет и потом умер. И тогда Аллах дал мне в руки власть, которую я совсем не ожидал" - признавался он.
Султан бесспорно был талантливым полководцем - но знал поражения. Несмотря на все старания, он не мог победить прокаженного короля Иерусалима Балдуина IV; потерпел от него жестокий разгром под Монжизаром в Палестине, и только смерть этого юного короля дала возможность Салах ад-Дину возобладать над франками (победить бездарного Ги де Лузиньяна при Хаттине, взять Иерусалим). Вничью завершилась и война с Ричардом Львиное сердце. А поход против твердынь ассасинов в Нусарии оказался столь неудачен, что пришлось прибегнуть к помощи мелких местных родственников, чтоб замириться со злопамятным шейхом Синаном... Юсуф умел стратегически компенсировать свои тактические промахи. Но надо понимать, что любой из этих промахов мог стоить ему жизни.
Не был Саладин и полностью независимым: он принципиально уступал тюркскому владыке Дамаска атабеку Нур-ад-Дину Зенги. Отец и дядя Юсуфа служили Зенгидам; от имени отца атабека был захвачен Египет, и хотя Юсуф провозгласил себя (далеко несразу) султаном, он считал себя вассалом Зенги.
Вобщем и целом, султан Салах эд-Дин Юсуф ибн Айюб был всеголишь человек. - Несамый плохой. Believe me, это совсем немало, и гораздо важнее всяких выдумок, гештальтов и идей.
- Так ли это? Насколько человеколюбив был Салах ад-Дин?
Салах ад-Дин (это "лакаб", почетное прозвище - личное имя его Юсуф ибн Айюб) родился в семье профессиональных наемников, мелких курдских вождей, и занимался военным делом с детства. Он совершенно точно убил и ранил в боях немало людей разных национальностей и вероисповеданий. И своей рукой зарубил не только пленного Рене де Шатильона: то же самое он в молодости сделал со схваченным визирем египетского халифа Шаваром который был врагом дяди Юсуфа - Ширкуха. (А вот массовых избиений пленных он не имел на своей совести - в отличие от Ричарда). Будучи султаном, Юсуф ибн Айюб приказал распять суфия Сухраварди за ересь - как видите, не был он и веротерпим.
Исламские биографы подчеркивают увлечение Юсуфа науками: он мог вести диспут с учеными, изучал "Альмагест" и знал трехтомное собрание арабской поэзии. - Никак не стану этого отрицать; добавлю только, что в интересах ученых было "делать" султана ученым - человеком будтобы книги, а не меча. Им нужен был образец для рекламы. Не обошлось здесь и без релизиозной - мусульманской пропаганды... Исторически Салах ад-Дин Юсуф был склонен решать проблемы в соответствии с исламскими представлениями о справедливости, не одним мечом (вот дядя его был совсем другой человек!), и спасибо ему за это. Однако провозглашать его кумиром неверно и никчему. Политически он вынужден был постоянно воевать.
Юсуф ибн Айюб стал властелином случайно. "Я начал с того, что сопровождал моего дядю. Он завоевал Египет и потом умер. И тогда Аллах дал мне в руки власть, которую я совсем не ожидал" - признавался он.
Султан бесспорно был талантливым полководцем - но знал поражения. Несмотря на все старания, он не мог победить прокаженного короля Иерусалима Балдуина IV; потерпел от него жестокий разгром под Монжизаром в Палестине, и только смерть этого юного короля дала возможность Салах ад-Дину возобладать над франками (победить бездарного Ги де Лузиньяна при Хаттине, взять Иерусалим). Вничью завершилась и война с Ричардом Львиное сердце. А поход против твердынь ассасинов в Нусарии оказался столь неудачен, что пришлось прибегнуть к помощи мелких местных родственников, чтоб замириться со злопамятным шейхом Синаном... Юсуф умел стратегически компенсировать свои тактические промахи. Но надо понимать, что любой из этих промахов мог стоить ему жизни.
Не был Саладин и полностью независимым: он принципиально уступал тюркскому владыке Дамаска атабеку Нур-ад-Дину Зенги. Отец и дядя Юсуфа служили Зенгидам; от имени отца атабека был захвачен Египет, и хотя Юсуф провозгласил себя (далеко несразу) султаном, он считал себя вассалом Зенги.
Вобщем и целом, султан Салах эд-Дин Юсуф ибн Айюб был всеголишь человек. - Несамый плохой. Believe me, это совсем немало, и гораздо важнее всяких выдумок, гештальтов и идей.
1 comment | Leave a comment