germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Category:

правильно ли писали "библию для неграмотных"? Место демонов и монстров в готической архитектуре

скульптуры и фрески средневековых соборов считались "Святым Писанием для неграмотных". - Крестьян и горожан, которые по идее должныбыли воспринимать Евангелие, Апокалипсис (тогда этого слова нетак боялись как в нынешней "постхристианской" цивилизации Запада в коей он лишен всякого конструктивного смысла), Ветхий Завет. Получать верные представления о сотворении мира, о спасении души и сути жизни нынешнего и будущего века...
Но мы знаем, как читают учебники в школе двоечники и романтики: открыл где попало, листнул - и всё. Точнотакже делали и люди средних веков. Во храм за мессой, причастием и проповедью входили нечасто, а смотрели на "Библию для неграмотных" так, как им было удобно. - Как?
Рассмотрим наружность готического собора. Бог и светлые силы здесь расположены главным образом высоко (или восходят вверх по откосам порталов). И очень заняты делом. Христос на тимпане над главным входом держит мир, Ангелы выполняют поручения, двадцать четыре праведные церкви Ему внимают, двенадцать Апостолов курируют месяцы года, четыре Евангелиста - четыре сезона, семь свободных искусств порют учащихся розгами, замеряют наугольником и молотят по колокольцам... - С ними неочень пообщаешься (да и непривычен был средневековый простец других от дела отвлекать). А вот всякие демоны, негодяйчики, спущенные с цепи чудовища, мутанты усеивавшие контрфорсы, венчающие углы башен, глумливо-болтливо изрыгающие воду ввиде выпусков желобов (гаргульи) - эти какбы совершенно свободны, смотрят на вас с понятным интересом и готовы к контакту. Они и низко - и слишкомуж высоко, везде. Их папа-Дьявол в цепях во аде, но не они. "Острая динамика" этих раскованных фигур, вконтрасте со статикой занятых Божиих сил, неможет непривлекать читателя-зрителя. Широкая лазейка.
- И она привлекает. Изображения сил Тьмы и их приспешников несвязаны строгими канонами, здесь вольная фантазия скульпторов работала на полную катушку... Они пугают но заинтриговывают; соблазняют запретным, неположенным: "а что я вам щас покажу?!" Смыкаются с разнузданной смеховой культурой праздников-карнавалов. Результат понятен - дьявольщина слишком часто оказывалась ближе Жаку-Джеку-Джакомо-простаку, чем Христос и Ангелы. (Исключение, пожалуй, местно- и профессиональночтимые Святые: Исидор-пахарь в Мадриде, Губерт-охотник, Иво-помощник бретонских рыбаков... Эти "свои", всегда рядом. Ну, и Звезда морей - Мария; немогла же Святая Дева бросить в бурю, в темноте).
Такчто всё было нетак уж плохо. - Хотя и несовсем хорошо...
В православном храме проблема решалось иначе. Но это другой канон, и о нём - в другой раз.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments