germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Арчимбольдо (1526 - 1593). Портрет в садово-огородных тонах

Джузеппе Арчимбольдо, знаменитый своими картинами, на которых времена года, стихии, реальные люди представлены аллегорически выложенными из растений, фруктов и плодов, неодушевленных предметов лицами и фигурами, - писал и в привычной, неэкстравагантной манере. Больше того, я невижу особых причин доискиваться "тайных" и глубокофилософских оснований экстравагантного стиля этого художника. - Арчимбольдо был декоратор: с детства он занимался наряду с живописью этим делом, и став придворным мастером двух одного за другим императоров - Максимилиана II и Рудольфа, продолжал организовывать, технически оснащать и украшать придворные действа (турниры, шествия, театральные представления). Для декоратора идея составить лицо из разнородных предметов вполне естественна и логична... И если уж задаваться вопросом - то меня больше интересует, чем по сути был для художника созданный им лучший портрет императора Рудольфа в виде античного божества садов и изобилия Вертумна?
Веселый атлет Вертумн со спелыми щеками-яблоками, могучей грудью из тыкв и капусты, увенчанный гроздами виноградов, сливами, грушами, пшеничными колосьями - создан в 1590 г., и лишь очень смутно напоминает он Рудольфа того времени, одержимого болезнями и психическими расстройствами, вынужденного бороться с турками и отдавать своих подданных-протестантов на съедение иезуитам. Что это со стороны Арчимбольдо - бессовестная лесть? - Но в 1590 году художник уже давно вернулся в Милан; императора он писал по памяти. И помнил его десятилетним мальчиком при дворе отца Максимилиана, а потом - здоровым и веселым еще юношей... Всмотритесь в черты Вертумна: его спелые глаза (ежевика с черешней) смотрят из-под стручковогороховых век и колосистых бровей лукаво - но как-то неуверенно, робко. Величественная поза кажется деланой, принятой нарочно... Настоящая только свежесть и твердость плодов, составляющих сей причудливый образ. "Вертумн" - это портрет-пожелание художника уже заживо разваливающемуся императору; недаром Рудольф так восхищался этим полотном, на котором он предстает таким, каким давно перестал уже быть.
Tags: живо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments