?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 July 2018 @ 07:02 pm
боевая рапира XV - XVII столетий  
во-первых, название оружия... Оно случайное по происхождению: "боевой" я называю ее чтобы отличить от современных спортивных. А "рапирой" назвали англичане, позаимствовав это слово у испанцев. Испанское espada de ropera значит "меч для костюма" - не для доспеха. Гражданский меч... Итальянцы любое длинноклинковое оружье звали spada: spada lunga длинный меч, spada da caccia охотничий меч (на кабана), spada da gioco тренировочный меч. "Боевую рапиру" они называли spada stretta или попросту striscia - "ленточка", за узкий клинок. А наше слово шпага производное от эспады.
Так что боевая рапира - это гражданская (невоенная) шпага раннего типа. XV - XVII веков. Она предназначалась конструктивно для прокалывания жизненноважных органов незащищенного броней противника. Чаще всего - для дуэлей. Рубить она малопригодна; и парировать удары в ту эпоху предпочитали небольшим "кулачным" щитом, кинжалом левой руки или просто плащом.
Часто пишут, что рапира была легкой. Это нетак: вес ее кило и больше; просто она была очхорошо сбалансирована и применялась для экономных колющих движений. Ею не делали широких круговых манипуляций - просто меняли угол нацеливания. Бой таким образом был очень эргономичен и скор.
Длина прямого с граненым приспособленным для пробивания тела "жалом" и ребром жесткости почти во всю длину клинка рапиры была более метра. Метр десять сантиметров свободно - доставала далеко. Входила как медицинский зонд. Но о кости, или о металлическую фурнитуру одежды могла погнуться. Так что манипулировать нужно ею точно, быстро и осторожно. Имея хорошее представление о человеческой анатомии. Этому учили мастерА.
Эфес рапиры выполнялся из металла и был очень сложным - он должен предохранять кисть руки от укола противника. Собственно рукоять венчалась навершием - набалдашником, который служил противовесом клинка и годился кроме того для оглушающих ударов вклинче (нежелательном). Рукоять была короткой и ограничивалась перекрестьем, от которого отходила к набалдашнику гарда, а по бокам и к клинку - добавочные защитные кольца, а позже - и "чашка", сквозная для застревания вражеских рапирных "жал" илиже цельнометаллическая. Плетение защитных и улавливающих элементов эфеса рапиры делалось красивым, эфес напоминал корабль под парусами, бутон цветка и всякое такое. Украшался художественным литьем и ковкой, златыми и серебряными инкрустациями. (Чего только непридумывали! Декоративные "узлы", маски античных героев и чудовищ, воронение и золочение, эмалевые и таушированные миниатюры). Чащевсего рукоять оплеталась металлической проволокой: это давало очнадежный хват руки, но требовало кожаной перчатки. Голыми руками рапиру брали редко.
Славились на всю Европу выделкой и украшением рапир миланские оружейники Италии - и их испанские коллеги из Толедо. Прекрасные клинки производили и в Германии: в Пассау, в Золингене (но эфесы предпочитали ставить на них итальянские).
Носили рапиру в ножнах, на кожаной либо плотной матерчатой перевязи через плечо. А испанцы предпочитали - на поясе, к которому ножны крепились портупейкой. Оружие это, как я уж говорил, длинное, и нетак его удобно обнажать с привеси. Потому знатные и богатые люди предпочитали чтоб рапиру за ними нес паж, слуга.
Надо сказать, оружие это негуманное - не расчитанное на дозированное применение. Саблей можно эффективно ударить плашьмя; рапирой же если незаколешь, то скорее сам ее потеряешь. Эпоха была жестокая: трупы оставляли на съедение псам, пощада считалась показателем слабости характера. Ранние дуэли велись обычно до летального исхода; по-итальянски они носили название bataille a la mazza - бой в кустарнике, и bataille en bestes brutes - бой диких зверей.
Рапира не была исключительно аристократическим оружием: состоятельные горожане, купцы, адвокаты, ювелиры носили ее на боку. - Как и придворные, конечно. В простом исполнениии она стоила нетак уж дорого. А ограничения на ношение длинноклинкового оружия простолюдинами начали вводить довольно поздно.
Основные школы боя рапирой сложились в той же Италии и Испании. Я про сие писал отдельно: https://germiones-muzh.livejournal.com/2508441.html. Фехтование этим оружием требовало мастерства: незаметным вращением кисти можно сбить (перекрестьем) вражеский укол в сторону и тутже воткнуть свой собственный; всеголишь сменив стойку - заставить его промахнуться и наскочить на ваш выставленный клинок... Знаменитые маэстро прививали своим ученикам "чувство стали", учили мгновенно расчитывать как точку входа, так и точку выхода оружья из тела противника. Передавали "секретные удары", обещавшие гарантированную победу.
Во второй половине XVII столетия появилась и стала вытеснять рапиру гражданская шпага нового типа - так называемая "малая", "камзольная". Она была короче но годилась для парирования ударов также хорошо, как и для атак. Боевая рапира стала уходить в прошлое - красиво, как величественнный галион на всех парусах...
Попрощаемся с ней?
 
 
 
Оружейные заметки нерусского человека: Узбагойтесьborianm on July 20th, 2018 03:11 am (UTC)
bataille en bestes brutes это скорее "бой диких зверей"...
germiones_muzhgermiones_muzh on July 20th, 2018 08:01 am (UTC)
верно. Я перевел не как точно - а как ближе:) Чтож, если критик недоволен, надо уточнить. Желаю вам счастья.
(Anonymous) on October 27th, 2018 12:24 pm (UTC)
а можете подсказать точные параметры боевой рапиры - вес, ширина, длина?
germiones_muzhgermiones_muzh on October 27th, 2018 02:05 pm (UTC)
а выдумаете, был единый стандарт? - Небыло. Было несколько типов папир, их параметры менялись. И часто оружие ковалось эксклюзивно - по руке, росту и манере боя заказчика.
Рапира могла весить 800 граммов - а могла полтора кило. Длина могла быть до 130 сантиметров даже - а были и короткие. Ширина зависела от типа сечения клинка. Главная характеристика боевой рапиры - именно сечение, делающее клинок пригодным для укола, но не для боевой рубки. Вы рубили когда-нибудь - хотябы топором? Вот порубите, а потом возьмите в руки разные виды холодного оружия. Вам сразу станет понятно, для чего какие годятся. Вприглядку такие вопросы не решаются.
Желаю вам счастья.
(Anonymous) on October 27th, 2018 02:43 pm (UTC)
спасибо за ответ. конечно, не думаю, что все рапиры были одинаковыми. меня интересуют максимально возможные параметры. не уникальные для великорослых мужей, а стандартные. мне эти данные нужны для анализа художественного произведения. может какую-нибудь литературу по этой теме посоветуете?
germiones_muzhgermiones_muzh on October 27th, 2018 02:48 pm (UTC)
"Рапира в вопросах и ответах" Джона Клементса. - Это лучшее, что есть. Клементс был эксперт и практикующий фехтовальщик. Желаю вам счастья.