germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Category:

боевая рапира XV - XVII столетий

во-первых, название оружия... Оно случайное по происхождению: "боевой" я называю ее чтобы отличить от современных спортивных. А "рапирой" назвали англичане, позаимствовав это слово у испанцев. Испанское espada de ropera значит "меч для костюма" - не для доспеха. Гражданский меч... Итальянцы любое длинноклинковое оружье звали spada: spada lunga длинный меч, spada da caccia охотничий меч (на кабана), spada da gioco тренировочный меч. "Боевую рапиру" они называли spada stretta или попросту striscia - "ленточка", за узкий клинок. А наше слово шпага производное от эспады.
Так что боевая рапира - это гражданская (невоенная) шпага раннего типа. XV - XVII веков. Она предназначалась конструктивно для прокалывания жизненноважных органов незащищенного броней противника. Чаще всего - для дуэлей. Рубить она малопригодна; и парировать удары в ту эпоху предпочитали небольшим "кулачным" щитом, кинжалом левой руки или просто плащом.
Часто пишут, что рапира была легкой. Это нетак: вес ее кило и больше; просто она была очхорошо сбалансирована и применялась для экономных колющих движений. Ею не делали широких круговых манипуляций - просто меняли угол нацеливания. Бой таким образом был очень эргономичен и скор.
Длина прямого с граненым приспособленным для пробивания тела "жалом" и ребром жесткости почти во всю длину клинка рапиры была более метра. Метр десять сантиметров свободно - доставала далеко. Входила как медицинский зонд. Но о кости, или о металлическую фурнитуру одежды могла погнуться. Так что манипулировать нужно ею точно, быстро и осторожно. Имея хорошее представление о человеческой анатомии. Этому учили мастерА.
Эфес рапиры выполнялся из металла и был очень сложным - он должен предохранять кисть руки от укола противника. Собственно рукоять венчалась навершием - набалдашником, который служил противовесом клинка и годился кроме того для оглушающих ударов вклинче (нежелательном). Рукоять была короткой и ограничивалась перекрестьем, от которого отходила к набалдашнику гарда, а по бокам и к клинку - добавочные защитные кольца, а позже - и "чашка", сквозная для застревания вражеских рапирных "жал" илиже цельнометаллическая. Плетение защитных и улавливающих элементов эфеса рапиры делалось красивым, эфес напоминал корабль под парусами, бутон цветка и всякое такое. Украшался художественным литьем и ковкой, златыми и серебряными инкрустациями. (Чего только непридумывали! Декоративные "узлы", маски античных героев и чудовищ, воронение и золочение, эмалевые и таушированные миниатюры). Чащевсего рукоять оплеталась металлической проволокой: это давало очнадежный хват руки, но требовало кожаной перчатки. Голыми руками рапиру брали редко.
Славились на всю Европу выделкой и украшением рапир миланские оружейники Италии - и их испанские коллеги из Толедо. Прекрасные клинки производили и в Германии: в Пассау, в Золингене (но эфесы предпочитали ставить на них итальянские).
Носили рапиру в ножнах, на кожаной либо плотной матерчатой перевязи через плечо. А испанцы предпочитали - на поясе, к которому ножны крепились портупейкой. Оружие это, как я уж говорил, длинное, и нетак его удобно обнажать с привеси. Потому знатные и богатые люди предпочитали чтоб рапиру за ними нес паж, слуга.
Надо сказать, оружие это негуманное - не расчитанное на дозированное применение. Саблей можно эффективно ударить плашьмя; рапирой же если незаколешь, то скорее сам ее потеряешь. Эпоха была жестокая: трупы оставляли на съедение псам, пощада считалась показателем слабости характера. Ранние дуэли велись обычно до летального исхода; по-итальянски они носили название bataille a la mazza - бой в кустарнике, и bataille en bestes brutes - бой диких зверей.
Рапира не была исключительно аристократическим оружием: состоятельные горожане, купцы, адвокаты, ювелиры носили ее на боку. - Как и придворные, конечно. В простом исполнениии она стоила нетак уж дорого. А ограничения на ношение длинноклинкового оружия простолюдинами начали вводить довольно поздно.
Основные школы боя рапирой сложились в той же Италии и Испании. Я про сие писал отдельно: https://germiones-muzh.livejournal.com/2508441.html. Фехтование этим оружием требовало мастерства: незаметным вращением кисти можно сбить (перекрестьем) вражеский укол в сторону и тутже воткнуть свой собственный; всеголишь сменив стойку - заставить его промахнуться и наскочить на ваш выставленный клинок... Знаменитые маэстро прививали своим ученикам "чувство стали", учили мгновенно расчитывать как точку входа, так и точку выхода оружья из тела противника. Передавали "секретные удары", обещавшие гарантированную победу.
Во второй половине XVII столетия появилась и стала вытеснять рапиру гражданская шпага нового типа - так называемая "малая", "камзольная". Она была короче но годилась для парирования ударов также хорошо, как и для атак. Боевая рапира стала уходить в прошлое - красиво, как величественнный галион на всех парусах...
Попрощаемся с ней?
Tags: холодное белое
Subscribe

  • ДЖЕФФРИ АРЧЕР (англичанин)

    ОТКЛОНЕНИЕ Септимус Горацио Корнуоллис не соответствовал своему имени. С таким именем ему бы следовало быть министром, адмиралом или, по крайней…

  • ВИДЕНИЕ ТНУГДАЛА (XII века)

    I. НАЧИНАЕТСЯ ВИДЕНИЕ НЕКОЕГО ИРЛАНДСКОГО РЫЦАРЯ ДЛЯ ПОУЧЕНИЯ МНОГИХ ЗАПИСАННОЕ итак, Гиберния (Ирландия. – germiones_muzh.) есть остров, на…

  • ФИЛИПП ДЕЛЕРМ

    НАД КОРТАМИ РОЛАН-ГАРРОС СЕЙЧАС ПОЙДЕТ ДОЖДЬ "Метео-Франс предупреждает, что примерно через двадцать минут может начаться ливень". Все краски на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments