germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

сегментность и монтируемость одежды Киевско-Новогородской Руси

в отличие от нас, предки в большинстве случаев сами делали - и всегда сами ремонтировали свою одежу. (Это мы покупаем ее в готовом виде - и выбрасываем после первой прорехи или даж помарки).
Поэтому и сам характер одежды, и способы ее ношения подразумевали легкую замену частей.
В старину ходили не по асфальту. Пищу добывали или по крайности готовили своими руками - хотябы забивали скотину, резали кур каждый день. Трение организма и покрывающего костюма о внешнюю среду было на порядок сильней. Почему на древней Руси наматывали обмотки на голени поверх штанов? - По двум причинам. Во-первых, чтоб уберечь штаны и ноги от укусов собак и волков, от сучков и задорин в лесу. И во-вторых, потому что штаны могли быть слишком короткими! Ты вырос - а штаны нет. Или средств нехватило. А может работа такая: задравштаны...
Вся средневековая одежда легко разбирается-собирается-обновляется по частям. Рукава рубах не пришивались намертво - а приметывались или пришнуровывались. Почему? Преж всего из-за того, что изнашиваются они скорее чем остальные части.
Кстати! Чтоб вы знали: основой мужской одежи (как и женской) являлись не штаны - а именно рубаха-сорочка. Без штанов еще прилично - а без рубахи нет. У мущин она короче; девки и жены тогда коленок всякому-чужому непоказывали, как это делают ваши кавайные девочки-анимэ! Именно потому что знали, что из-за этого случается. И вы дурами не будьте.
Обувь на древРуси была взаимозаменяемая - не правая и нелевая, а на любую ногу. И по обуви сразу было видно, где человек живет, чем занимается и какой у него достаток. Земледельцы носили лапти, их легко сплести и они дешевые. Охотники и скотоводы предпочитали кожаные невысокие поршни. А сапоги носили люди богатые - и конные: это обувь сложной выделки, дорогая. Не для того, чтоб по лесу и по пашне рвать-мочить, а чтоб верхом ногу не терло. Потому-то Добрыня советует юному Володимеру после захвата пленных у булгар: "эти в сапогах все - платить дань не станут! Пойдем на лапотников" (то есть они все конные, богатые, воинов и оружия у них должнобыть много. Найдем, племянник, кого полегче).
Да, конная культура была на Руси степная, и одежда конника кочевническая. На ногах - полотняные плотные чулки поверх "шортов" привязываются к поясу, сапоги выше колен - тож к поясу ремешками, и на коленях армированы чашечками наколенников. Всё по уму! Сверху длиннополый кафтан от пыли свободного кроя на завязках, затягивался "стрелковым поясом" узким с металлическим тоже набором и "хвостами", на которые крепили нужные вещи. Как верно назвал современный спец, это своего рода "разгрузка". На нем слева налуч с луком, справа - колчан-тул со стрелами. Меч вешался через плечо на перевязи и сверху ужимался стрелковым поясом; а если сабля - то она по-степному на отдельном пояске-шнурочке. Одежу воины степи не красили - светлая, но украшали по кайме цветной лентой.
"Пешие" славяне тож использовали для украшения простой вобщем одежи декоративные ленты - шелковые импортные византийские, яркие со златым-серебряным шитьем. И всегда вышивали по краю ворот, подол, запястья  - сами. Это и укрепляло и украшало разом. И защитным талисманом работало. Главоружие пешего "лесовика" - секира-топор на длинной рукояти, ее засовывали наспину запояс железом вправо для быстрого выхвата. Сбоку вешали прямой боевой нож в ножнах, а в руку - копье. Наконечник копья легко и удобно работал и отдельно как кинжал: его можно снять и спрятать, а с ратовищем-древком идти, как с посохом.
Головной убор носили всегда! И зимой, и летом. Я недумаю, что это были принципиально разные уборы. Зимний вариант можно облегчить и превратить в летний, а летний утеплить подстежкой и меховой опушкой. Голова - самая почетная, верхняя часть тела. Значит, надо украшать преж всего. И мужские шапки, и женские наголовники (поверх плат[к]а, закреплявшие его) и вышивались, и нагружались аппликациями из другой ткани, и махрами-кистями-бахромой, и подвесками... Но это если вмоготу. А так - и самому можно шляпочку из соломки сплести. Или даже из сосновых долгих корешков в лесу - в совсем нелаптежном торговом Великом Новгороде такую нашли археолухи.
Что еще? Отдельные украсы - на шею, на руки, на пояс. Они тож часто набирались из отдельных частей. На шее у женщин - бусы (модные из византийского стекла разных цветов, или самодельные, а "усилить" можно и златницами-монетами). На пояс набор оберегов: топорики, ключики, "зубы", зверки, птички... На руки женщины - обручи-запястья. Кольца-перстни на пальцах, как и у скандинавов, скручивались запросто из полосок злата-серебра и могли служить по весу, заменой денег.

Понимаете, это мы полагаем наивно, выходя из дому, что обязательно скоро вернемся. - А они так недумали. Знали что могут попасть в полон, захворать надолго либо получить тяжкую рану вдали, или на обратном пути обнаружить, что дома - нет... И носили "всёсвое" с собой.
Subscribe

  • как душат и глотают человека змеи

    большие неядовитые змеи - удавы и питоны - нападают на человека редко. Гораздо реже, чем акулы и крокодилы. - Дело в том, чвто они немогут съесть вас…

  • КРАБЫ НЕ ОВОЩ!

    нет, Грабш и слышать не желал о доме (- ему и в пещере былохорошо. - germiones_muzh.). А чтобы не слушать, взял фонарик и запасной пистолет из шкафа…

  • что даёт сабельнику опыт конного боя

    навыки конной рубки невероятно ценны и в пешем рукопашном бою. - Верхом съезжаются восновном на один миг - и в этот миг надо успеть нанести один…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments