Кельты были всеже восновном пешие бойцы (о том говорят их большие щиты). Конная культура и кой-что еще пришло к ним от скифов. Меч кельтов стал длиннее акинака; он был тоже обоюдоостр и подходил и для укола, и для рубки. Рубка вродебы была приоритетней. Рукоять кельтского меча представляла антропоморфную фигурку с поднятыми руками; расставленные одинаково руки-ноги представляли собой нижний и верхний ограничители, и круглая "голова" часто венчала верхний. Лезвие меча выходило меж ног. - Символика понятна; она конгениальна скифской.
Древгреки, выйдя к Средиземному морю, заимствовали меч, видимо, из Малой Азии и стран Леванта. Мечи раннемикенского периода имеют бронзовый массивный, очширокий у рукояти клинок - и неметаллическую часто рукоять, приклепанную к нему. Рукоять узкая, простая по конструкции, ограничителем служит широкое основание клинка (ну, иногда оно оковано по краю). Никакой символики рукояти непросматривается... Позднемикенские мечи становятся Уже - они теперь больше наукол. Появляется выраженная гарда рукояти - даж две: верхняя и нижняя. Это поперечины. Способы монтировки различны. Железный ксифос сменяет меч бронзовой эпохи - он короче и прочней, а рукоять таже самая...
Примерно эту конструкцию заимствуют и римляне. Но технологии становятся изощренней, материалы качественней... Отработанная схема римской рукояти: на "хвостовик" клинка надеваются как костяшки счетов и крепятся нижний ограничитель-гарда, сама рукоять и верхний ограничитель. Ограничители часто из кости, бывают шарообразными (ну, нижний - полушар, смыкался с кромкой устья ножен).
Германские варвары во время Переселения народов заимствовали римскую модель рукояти (хотя она часто была у них монолитная, просто цилиндр с расширениями на концах). В отличие от утилитарных греков-римлян, эти украшали меч золотом и серебром, орнаментом звериного стиля и камнями. Устроившись на развалинах Римской империи, германцы начали все переиначивать по-своему. Создали меровингский, а потом каролингский тип меча. - Его рукоять похожа на римскую, но собираются ограничители из двух частей друг-на-друга с деревянной прокладкой, на заклепках. И появляется навершие в виде приплюснутого конуса, даже сегментированного натрое (полагаю, это - модель трех миров как трех гор из "Эдды". То есть символика имеется).
Затем наступает романский период - христианская Византия диктует варварам свои моды. Рукоять меча становится явно-крестообразной и несет христианскую уже символику...
Которую сохраняет до самого конца - до эпохи шпаг, палашей и кавалерийских евросабель.
Sapienti sat.