Эта небольшая статуэтка – одна из поздних у художника, декоратора, ювелира Эрте (Роман Тыртов, 1892 – 1990, эмигрант из русских дворян). Эрте был законодателем блистательного стиля ар-деко в Париже: наряжал Мату Хари, Анну Павлову, Лиллиан Гиш… Не то чтобы общался с нацменами – скорей наоборот – но знойные, темные расовые формы в сделанном им преобладают: Египт, латино, половецкие пляски… Возможно, сказывались татарские корни – от ордынского хана Тырта? – Недумаю. Эртэ был гомосексуалист. Его нельзя считать «эмигрантом первой волны»: Роман Тыртов покинул родину в 1912; отношения с родней – папа адмирал – были мягко говоря неидеальные. Однако в 1923 году Эрте забрал родителей из Советской России, где их конечно, ничего хорошего уже не ожидало… Прожил непокладая рук почти сто лет. Болезненное – да, выходило на поверхность его искусства из надломленных поз, из вечнонедозрелых форм изображаемых: то драгоценная паутина на голом платья плече, то «скованные одной цепью» фигуры (этот мотив очень част у Эртэ).
Он замечательно нездоровокрасив во всем.
- Я нигде не назвал его пидором? Лень перечитывать.
Черты лица женщины-волны, на мой ум, вполне европейские; но общая эстетика композиции вчем-то малайско-индонезийская. Это волна Индийского океана.