germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Веласкес

Диего Родри́гес де Сильва-и-Веласкес (1599 – 1660) – однозначно золотой живописец «золотого века» Испании.
Веласкес – дворянин, сын помещика. Достаточно взглянуть на его автопортрет и сравнить с портретами его учеников (Мурильо – плебей, а Пареха – вообще мулат), чтобы это понять. Но черты Веласкеса спокойны и мягки под аристократической шевелюрой и закрученными усами; а фигура в облаченьи с орденом СантъЯго – в чуткой позе отображающего. Теплый южный севильянец, он чужд сословного холода кастильских кабальерос. Прославившийся портретами императорской семьи и высшей знати, Веласкес всю жизнь с удовольствием писал совсем простых людей.
Он очень правдив. Неприукрашивает. Папа римский Иннокентий на портрете – это роскошествующий недоверчивый старик («Слишком правдиво!» - сказал папа и наградил художника златою цепью). Пятилетняя инфанта Маргарита, серьезно изображающая величие, у Веласкеса так же забавна и смешна, как любая из ее карлиц, стоящих с собакой в правом углу. - Даже больше.
В «Сдаче Бреды», которую все помнят по лесу копий над головами, Веласкес выбрал момент, когда испанский победитель маршал Спинола, принимая ключ у сдавшегося голландца, дружески кладет ему руку на плечо («Всё, всё! Мир, дружба и жувачка!»). Апостола Петра все изображали с ключами от Рая и Ада в руке – у Веласкеса апостол сидит отбросив знаки своей власти всторону; старческое честное лицо рыбака обращено к небу и капают с него горькие человеческие слезы.
Обнаженное тело в стране инквизиции художник писал смело и легко. – И так, что ему труднобыло, наверно, что-либо «предьявить». Почти ничем неприкрытый юноша Вакх вкругу собутыльников участвует уверенно и уместно, по-мужски без всякого эротического месиджа (столь свойственного мальчикам пидора Караваджо, кисти которого Веласкес подражал вначале). Изогнувшаяся по постели пред зеркалом фигурка молодой Венеры безупречно красива – и четкоповернута к сластолюбивому зрителю спиной. Она просто потягивается. Полутеневой образ в квадрате зеркала гарантирует полную анонимность, отраженье бюста отсутствует по причине перекрывающего «горба» кружевного покрывала.
Веласкес любит писать парами юных и стариков, высокопоставленных с низкими. – Всегда у него в их чертах есть нечто неуловимо общее.
В прореху коричневой капы водоноса («Севильский водонос») смотрит на нас его белая груботканая сорочка крупной вязки. Смотрит пристально и спокойно – уверенная в том, что сделана на совесть - и свою работу выполняет хорошо…
Tags: живо
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments