Сальера, вычеканненная знаменитым Бенвенуто Челлини для короля Франции Франциска I - единственное сохранившееся произведение ювелирного искусства, точно принадлежащее таланту этого мастера. Бесспорно также, что это выдающаяся вещь в стиле маньеризма, или, коли позволите, предбарокко.
Высота - 26, ширина - 33 где-то сэмэ.
Златые чеканные фигуры Нептуна-Моря и Геи-Земли с размещенными у них под рукою емкостями соответственно для соли и перцу, венчают невысокое овальное основание из черного древа и слоновой кости, украшенное по бокам златыми же фигурками ночи, утра, дня и вечера. Под основанием у сальеры - деревянные ролики, на коих ее можно катать по столу, не подымая.
Верх, как уже сказано, весь золотой. И весь, кроме чистых фигур Земли и Моря, щедро изукрашен цветными эмалями.
Море полулежит, развалясь, на морских конях-гиппокампах с небольшим трезубцем в деснице. Земля с рогом изобилия - на слоне (впрочем, слонидзе какой-то малоубедительный. Челлини мог видеть это животное только на рисунках: ни в Африку, ни в Индию он не ездил). Солонка Моря сделана в виде стилизованной пузатой барки с маскаронами; перечница Земли - небольшая модель ионического храма, увенчанная фигуркой лежащей же обнаженной женщины. Возможно, Венеры.
Море-Нептун высокий, по-европейски тяжеленький и физически развитой без гипертрофированных мышц. Трезубчик держит как простую вилку или сельхозорудие, без пафоса. Кудряв, недолгобрадат, морда лица брутальная. Выражение на нем типа: "ну, давай, дорогая!"
Фигура у Земли как у спортсменки на пике формы - ничего лишнего. Она просторно положила ногу на ногу, открывая всю красоту, а левую руку - на грудь (довольно скромную). Тоже кудрявая, в небольшом эмалевом веночке цветов. Выглядит задумчиво: "а стоит ли?"
В целом настроение вещи веселое, яркий блеск злата смотрится на пестром поле эмалей как-то радостно. И ничего, что фигуры в общем-то совсем не античные - а очень даже европейские мущина и дама XVI века. Без одежды им вполне нескушно и ловко.
Ну, как бы и всё.