germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Categories:

золотая сальера (солонка и перечница. Бенвенуто Челлини. 1543)

можно было заметить, что я предпочитаю - о драгоценных камнях. Поэтому на сей раз даю вещь, на которой - ни одного самоцвета.
Сальера, вычеканненная знаменитым Бенвенуто Челлини для короля Франции Франциска I - единственное сохранившееся произведение ювелирного искусства, точно принадлежащее таланту этого мастера. Бесспорно также, что это выдающаяся вещь в стиле маньеризма, или, коли позволите, предбарокко.
Высота - 26, ширина - 33 где-то сэмэ.
Златые чеканные фигуры Нептуна-Моря и Геи-Земли с размещенными у них под рукою емкостями соответственно для соли и перцу, венчают невысокое овальное основание из черного древа и слоновой кости, украшенное по бокам златыми же фигурками ночи, утра, дня и вечера. Под основанием у сальеры - деревянные ролики, на коих ее можно катать по столу, не подымая.
Верх, как уже сказано, весь золотой. И весь, кроме чистых фигур Земли и Моря, щедро изукрашен цветными эмалями.
Море полулежит, развалясь, на морских конях-гиппокампах с небольшим трезубцем в деснице. Земля с рогом изобилия - на слоне (впрочем, слонидзе какой-то малоубедительный. Челлини мог видеть это животное только на рисунках: ни в Африку, ни в Индию он не ездил). Солонка Моря сделана в виде стилизованной пузатой барки с маскаронами; перечница Земли - небольшая модель ионического храма, увенчанная фигуркой лежащей же обнаженной женщины. Возможно, Венеры.
Море-Нептун высокий, по-европейски тяжеленький и физически развитой без гипертрофированных мышц. Трезубчик держит как простую вилку или сельхозорудие, без пафоса. Кудряв, недолгобрадат, морда лица брутальная. Выражение на нем типа: "ну, давай, дорогая!"
Фигура у Земли как у спортсменки на пике формы - ничего лишнего. Она просторно положила ногу на ногу, открывая всю красоту, а левую руку - на грудь (довольно скромную). Тоже кудрявая, в небольшом эмалевом веночке цветов. Выглядит задумчиво: "а стоит ли?"
В целом настроение вещи веселое, яркий блеск злата смотрится на пестром поле эмалей как-то радостно. И ничего, что фигуры в общем-то совсем не античные - а очень даже европейские мущина и дама XVI века. Без одежды им вполне нескушно и ловко.
Ну, как бы и всё.
Tags: бирюльки
Subscribe

  • РЫБАКИ (Нигерия, 1990-е). - VI серия

    МЕТАМОРФОЗА Икенна претерпевал метаморфозу. И с каждым днем коренным образом менялась его жизнь. Он отгородился от всех нас, и хотя мы не могли до…

  • фазан запеченный с яблоками

    теперь давайте подзакусим! Хотелбыл предложить вам фазана по-мадьярски - рецепт королевской кухни Венгрии XVI веку... Но там капуста, а по мне, так…

  • пожарные службы древнего Рима

    древние мегаполисы (как впрочем, и нынешние) застраивались постоянно и тесно. Поэтому часто горели. В республиканский период пожарами занимались…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments