чтож, ко мне, верные самураи, свирепые викинги и отважные мушкетеры! Спокойствие, только спокойствие, пассионарные мои! Счас я вас настигну то есть вам расскажу, что, как и почему с кавказским кинжалом.
Обратившись к выкладкам оружиеведов, вы легко узнаете, что наибольший поражающий потенциал кинжал имеет в уколе. - И это верно: любой из множества разнонациональных и разновременных типов кинжала - костяной, бронзовый, железный, булатный; широкий арабский джамбия, граненый немецкий панцерштеккер - конструктивно приспособлен к уколу.
Но на Кавказе - в краю кинжалов - вы сплошь и рядом услышите, что кинжалом надо рубить преж всего. - И в этом "честь"; а колоть дело низкое, нехитрое...
В чем тут дело? Неужели джигиты народов Кавказа, еще с древнескифских времен использовавшие в бою конструктивно одно и то же оружие, не понимали, как лучше им владеть?
- Конечно, понимали!
Кавказский кинжал восходит, наверное, к древнему иранскому акинаку. Он двулезвиен, широк, и прекрасно годится и для укола, и для рубки. - Скорее в пешем строю, чем в конном - с коня удобнее долгой шашкой; поэтому кинжал рассматривается традицией прежде всего как оружье самозащиты. Которое всегда с тобой.
Настоящий боевой кинжал - это полметра и больше боевой длины, ширина стали к длине - лучшевсего один к одиннадцати. Маленьким кинжалом, как говорят на Кавказе, "только мясо для шашлика резать". (Но для этого при кинжале на ножнах подкинжальный ножичек есть).
В ход пускали в самом тесном рукопашном бою, да еще в нежданном диверсионном нападении. Можно и метать (исторические факты имеются) - но дорогое это удовольствие: хороший кинжал ценная вещь. Его не покупали, а получали в дар или захватывали как добычу. Говорили: "кинжалы покупают только армяне!" - потому что обычно именно армянские купцы скупали добычь после набегов и у кабардинцев, и у лезгин, и у кубанских да терских казаков...
Так почему рубили? - Вообразите уличную схватку. Всё горит, свистят пули. Все кидаются друг на друга со страшным криком... В бою против многих колоть опасно: засадишь в кость и застрянет; промажешь - и попадешь взахват. Только рубящими взмахами можно удержать врагов на дистанции, недать себя схватить. Укол хорош в поединке... Далее: когда определяется победа в бою? Когда всех врагов убили? - Так бывает крайне редко. Победа это когда враги побежали и сдались. Так вот: уколами убивают неочень заметно; крови от этого мало - психологическое воздействие на окружающих минимальное. Уколотый даже смертельно падает чаще всего несразу и еще способен бывает нанести последний удар... - А отсекающий руки, ноги и головы с плеч герой, пускающий фонтаны крови из отсеченных им органов, сверкающий широкими кругами сталью - это самое то. Такого испугаются в два счета.
Рубить кинжалом, оказывается, важнее.
Вот вам и честь. По-черкесски, кстати: вэрк напэ.
Обратившись к выкладкам оружиеведов, вы легко узнаете, что наибольший поражающий потенциал кинжал имеет в уколе. - И это верно: любой из множества разнонациональных и разновременных типов кинжала - костяной, бронзовый, железный, булатный; широкий арабский джамбия, граненый немецкий панцерштеккер - конструктивно приспособлен к уколу.
Но на Кавказе - в краю кинжалов - вы сплошь и рядом услышите, что кинжалом надо рубить преж всего. - И в этом "честь"; а колоть дело низкое, нехитрое...
В чем тут дело? Неужели джигиты народов Кавказа, еще с древнескифских времен использовавшие в бою конструктивно одно и то же оружие, не понимали, как лучше им владеть?
- Конечно, понимали!
Кавказский кинжал восходит, наверное, к древнему иранскому акинаку. Он двулезвиен, широк, и прекрасно годится и для укола, и для рубки. - Скорее в пешем строю, чем в конном - с коня удобнее долгой шашкой; поэтому кинжал рассматривается традицией прежде всего как оружье самозащиты. Которое всегда с тобой.
Настоящий боевой кинжал - это полметра и больше боевой длины, ширина стали к длине - лучшевсего один к одиннадцати. Маленьким кинжалом, как говорят на Кавказе, "только мясо для шашлика резать". (Но для этого при кинжале на ножнах подкинжальный ножичек есть).
В ход пускали в самом тесном рукопашном бою, да еще в нежданном диверсионном нападении. Можно и метать (исторические факты имеются) - но дорогое это удовольствие: хороший кинжал ценная вещь. Его не покупали, а получали в дар или захватывали как добычу. Говорили: "кинжалы покупают только армяне!" - потому что обычно именно армянские купцы скупали добычь после набегов и у кабардинцев, и у лезгин, и у кубанских да терских казаков...
Так почему рубили? - Вообразите уличную схватку. Всё горит, свистят пули. Все кидаются друг на друга со страшным криком... В бою против многих колоть опасно: засадишь в кость и застрянет; промажешь - и попадешь взахват. Только рубящими взмахами можно удержать врагов на дистанции, недать себя схватить. Укол хорош в поединке... Далее: когда определяется победа в бою? Когда всех врагов убили? - Так бывает крайне редко. Победа это когда враги побежали и сдались. Так вот: уколами убивают неочень заметно; крови от этого мало - психологическое воздействие на окружающих минимальное. Уколотый даже смертельно падает чаще всего несразу и еще способен бывает нанести последний удар... - А отсекающий руки, ноги и головы с плеч герой, пускающий фонтаны крови из отсеченных им органов, сверкающий широкими кругами сталью - это самое то. Такого испугаются в два счета.
Рубить кинжалом, оказывается, важнее.
Вот вам и честь. По-черкесски, кстати: вэрк напэ.
26 comments | Leave a comment