germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Category:

золотая подвеска: всадница на морском коне (Испания, XVI в.)

к моему стыду, оказывается, в коллекции бирюлек здесь совсем ненашлось испанских. Надо исправить.
Я мог бы сказать, что в Испании нелюбили работать руками, предпочитая брать мечом - но это не вся правда. - Да, реконкиста и сразу начавшаяся за нею конкиста приучили испанца к военному ремеслу; и всежтаки не всё она грабила или покупала за золото и серебро Потоси и Андакабы, тоннами сгружаемое с бороздивших Карибское море галеонов. Толедскую сталь ковали и кордовскую кожу мяли испанские руки; растили виноград в Хересе и пасли скот в Кастилии испанцы. И я рад представить вам произведения их ювелирного мастерства.
Вначале я хотел ограничиться описанием нескольких прихотливых драгоценностей, данных в «Толедских виллах» Тирсо де Молиной в XVII веке. – Но они, конечно, вымышленные. «Вживую» будет лучше.
Вот вам золотая с изумрудами и жемчужинами подвеска испанской работы XVI столетия.
- Такие подвески обычно в эпоху Барокко делали, используя в качестве декорируемой основы огромные жемчужины-«уроды» неправильных и причудливых форм. (Я уж показывал подобные). Но эта выкована из одного золота и украшена безупречнокруглыми перлами и большими смарагдами. (Бразильскими, наверное). На гордом, могучем морском коне-гиппокампе с трезубцем в руке едет прекрасная царица. Она полуобнажена, и без обуви – но голова увенчана индейской короной инков. И черты лица и свободная поза всадницы, словно непринужденно болтающей босыми ногами в волне, кою должен рассекать ее рыбохвостый скакун, говорят об индейской крови. – Это сама Америка едет к своему державному жениху – в Мадрид и Толедо, по пенным глубинам Атлантики, мимо пальмовых-банановых осторовов, через врата Гибралтара. Крутой изгиб шеи, широкий лоб несущего ее жеребца, украшенный четырехугольным рубином надежны, как палуба многопушечного галеона. – Но оружие излишне: кто осмелится напасть?.. Торс и закрученный чешуйный хвост океанского иноходца покрыты крупными окатанными изумрудами чистой, как морская, воды. Признаться, прежде я вообще невидел смарагдовых кабошонов и даже сомневался в самом смысле такого оформления этих драгоценных камней (от природы шестигранных). Но теперь скажу – они прекрасны. Как выпуклые зеркала морей, подставленные солнцу…
Подвеска подвешена за голову и хвост коня на златой цепочке, с которой свисают как пена с гребня волны, белые жемчуга. Работа вцелом, по сравнению с италиянской, наверное, грубовата – но зато какая сила, какая открытая радость жизни в ней. Какой полет внимательной к новому фантазии.
- Скажу я вам: это вещь! (Конечно, никогда она не будет моей. Но мне и ненадо. Достаточно того, что она есть).
Tags: бирюльки
Subscribe

  • рассвет. всё это для тебя

    …бассейн был у царя во дворце, восьмиугольный, прохладный бассейн из белого мрамора. Темно-зеленые малахитовые ступени спускались к его дну.…

  • близится утро. время пения, голова в росе

    …вечером пошла Суламифь в старый город, туда, где длинными рядами тянулись лавки менял, ростовщиков и торговцев благовонными снадобьями. Там…

  • СУЛАМИФЬ

    …виноградник был у царя в Ваал-Гамоне, на южном склоне Ватн-эль-Хава, к западу от капища Молоха; туда любил царь уединяться в часы великих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments