В африканских языческих религиях есть понятие о едином боге-творце. Но он у них обычно ушел от дел и плевать хотел на все свои творенья - обращаться к нему бессмысленно. Зато между небом и землей постоянно курсирует большое количество сверхъестественных сущностей, активно заинтересованных в налаживании связей с вами. - Вот им и предлагается молиться, приносить жертвы, и вступать с ними в контакт. - Даже сексуальный: во время ритуальных радений эротические движения и предложения к ориша считаются нормой... Все эти сущности первоначально были людьми (два кита, нам которых стоит язычество это культ предков и философия природы. - И то, и другое легко демонизируется). И когда я писал хорошее о короне йорубанских царей с изображением Одудува и говорил, что значит она не менее британской королевской короны - то имел в виду Одудува только как человека, предка нынешних алаафинов Ойо. Потому что ориша, использующий это имя и принимающий кровавые жертвы - конечно, демон.
Сосуществующие в этой системе сверхъестественные сущности делят меж собой "сферы влияния", ремесла, стихии, человеческие потребности и занятия. Как я уже сказал, они персонифицированы и носят имена. Характер у них разный; есть и позиционирующиеся как "хорошие" - но ведь плохого о себе никто нескажет. (Добрый Ээх из армянского мультика - свидетель!) В связь с ними помогают вступить обряды, гадания на пальмовых орехах и прочем, жертвоприношения, ритуальная пища, инициирующие напитки и курения (да-да - марихуаны и бразильского древа журема), музыка, пляски, маски, мистические знаки и даже цвета (оттенки). И хотя нынешние популяризаторы этой традиции преподносят ее как методику управления силами природы - зачастую при ее помощи стараются научиться управлять именно другими людьми.
Контактирующие сверхъестественные личности-сущности-силы делятся на "мужские" и "женские". Йорубанские ориша, например, почти все "мужские". Но их "уравновешивают" женские ведьмовские культы иями - о которых известно мало, поскольку носительницы шифруются. Однако предполагается, что их функции сугубо негативные, мстительные. Мифологически это обосновано отмщением Иями Ошоронга - Матери ведьм за убийство (мужчиной?) чудесной птицы. Птица суть образ и носитель некоей энергии; птица спрятанная в калебасе-тыквобутылке - мифоаллегория скрытой магической силы. Все ведьмы "духовно" связаны с птицами... - Эту разрушительную силу якобы невозможно преодолеть или конвертировать. Ее можно только нейтрализовать, задобрить. Жертвой. А что поделаешь? Так уж устроен (ими) мир!
- Такой вот интересный мировой баланс-эквилибр. Он привлекателен именно "эквилибристикой" над схваткой "сил". Посмотрите - вот он/она без страховки идёт! О наслажденье ходить по краю! Замрите, ангелы, смотрите: Я играю...
Сегодня "чистенькие" (и белые!) адепты ориша, сантерии, кандомбле наивно полагают, что не злоупотребляя галлюциногенами, не жуя живых кур и не тыкая иголками кукол, они смогут "цивилизованно" общаться со своими партнерами из мира духов через раскладывание пасьянсов афробразильского таро, размышления о сущности и взаимоотношениях ориш, танцы и всякое такое. - Всяко-разно - это не заразно... Но не тут-то было! Это слабые средства для обретения "силы": опортугаленные, энглизированные схемки и картинки - всего лишь тени теней "мира духов". Вы скоро поймете, что нужны и есть более интересные картинки и скоростные способы связи. Повдохновляетесь рогатыми рунами адинкра, сообразите вдруг, что откусить голову живому петуху - это всего лишь способ войти в измененное состояние сознания... И поехало! Кто ищет, тот находит. Вот только цена иных находок - безумие и гибель.