Если неизвестный приходил именно к нему с вестью, просьбой либо предложением - хозяин сначала угощал гостя. И только потом начинал расспрашивать и проверять. У Гомера в "Илиаде" читаем, что ликийский царь Иобат явившегося к нему Беллерофонта
Девять дней угощал, ежедневно тельца закалая.
Но воссиявшей десятой богине Заре розоперстой (на десятое утро. - germiones_muzh.),
Гостя расспрашивал царь и потребовал знаки увидеть,
Кои принес он ему от любезного зятя, от Прета.
- Если гость рекомендовался сыном или посланником друга/родича, он должен был предъявить ксюмбаллон (условный предмет: половинку монеты или палочки и т.п.). Или сказать нужный пароль. - Но ведь и этого было мало: ксюмбаллон можно украсть или отнять, пароль выпытать - и явиться самозванцем с самыми черными намерениями! Потому хозяин сперва кормил гостя и обязательно поил вином (при этом не откладывая далеко оружия) - и наблюдал за тем, как тот себя ведет, о чем говорит, о чем молчит... И спрашивал в нужный, удобный для себя момент. Уже не гневя богов:)
Двери за гостем запирались, вся челядь была в курсе и настороже.
К неизвестному страннику приставлялся надежный человек, который его обихаживал - и одновеременно следил за ним. (Собственно, к "целевому" гостю - тоже).
Таким образом, при правильном подходе долг гостеприимства бывал исполнен - а опасность сводилась на нет.