germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

как полагалось просить на Руси

- просили не только для себя или голодным детям - на строительство храма, и на выкуп полоненным татарами. Мещанин Кузьма Минин, отдав сперва для того все свое имущество, просил на нижегородской площади - на вооружение ополченья, которое в 1613 изгнало интервентов-ляхов из Москвы... - Но каждый нищий на торгу или паперти и "прошак" (как газывали сборщиков пожертвований) знали дресс-код просящего - и соблюдали его.
Потому-то их узнавали без слов, доверяли и пускали переночевать в их безконечных странствиях по Русской (и нетолько) земле.
Во-первых - просили всегда без шапки и другого головного убора, с обнаженной головой. Зимой и летом, в дождь и жару - только так! Мужчина в шапке и женщина в платке считались сочленами социума-мира; а снявший шапку становился один - перед миром. (И перед Богом - но атеисты, конечно, неверят в это).
Во-вторых, никогда нескрывали своей духовной принадлежности. Не просил один и тот же странник у православных ради Христа, у бухарцев за Алла керим, а у калмыков - с мантрой. Крест на гайтане всегда был открыт.
В-третьих, не ходили расхристанными - а подпоясывались туго, как для труда (или как на праздник - коли просили не для себя. "Прошаки" одевались чисто и строго; ходили с книжкою, выданной духовной консисторией, с которой отмечались у местных властей, явившись в новый город. - Для них это был хоть малый, да подвиг: унизиться и смириться прося помощи другим... А для монахов и послушников это была просто послушание-работа).
Особой статьей были слепцы-калеки и Христаради юродивые. Но они заслуживают отдельного разговору.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments