germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

дума казака Мамая

казак Мамай - это древний персонаж народной живописи Украины. Сидит он всегда на земле под дубом, с бандурой; рядом - конь, привязанный к воткнутой спысе-пике, сабля лежит в траве, иногда - чарка с горилкой. Казак играет на бандуре и думает. Степной мыслитель с крестом на голой груди, бродяга, игрец, лыцарь... Откуда это имя - никто не знает. Мамаями называют каменных истюканов на кургане - половецких "каменных баб" (хотя и мужики тоже встречаются:)). А может, имя у него - от Святого Мамаса, который сел на льва? - Неизвестно. Иные говорят, что казак Мамай - "характерник": может из песка веревку свить и волка за уши поймать. Возможно, и так - за века, пока он играет да думает, чему не научишься? Текст этот старинный - он тоже пишется под изображением.

Хочь дывыся на мене, таба не вгадаешь -
Видкиль я родом и як зовуть.
Начычырк нэ скажэшь, видкиль я родом
И як зовуть, начычырк нэ скажешь.
(- заметьте! Запорожец не отождествляет себя ни с какой местностью на Украине. Он даже необязательно оттуда. - Его дом - Сичь. - germiones_muzh.)
Колысь трапилось (случалось. - germiones_muzh.) в стыпах буваты
И с товарищом встричатысь,
Той можеть мое имя и прозвище угадаты.
А у мене имя не одно, а есть их доката,
Так зовуть, як налучуть на якого свата:
Жыд за ридного батька почетае,
Лях мылостывым добродием называе,
А ты як хочь, назовы - на всэ позволямо,
Абы лышь нэ крамаром (торговцем. - germiones_muzh.) - за цэ те полаю.
Тэпэр, бачь, на свити бида,
Шо от мене род отцурався (отказался. - germiones_muzh.),
А я с горя в парчовый кужух убрався.
Ныбийсь, як був богат - тоди б казалы: "Иван-брат"!
Як роживусь грошей, та й загуляю,
То тоди до черта роду
И всяк хоче знать, як мене звать.
Хиба скажуть, з Крыму родом, видкиль мий дид плодом.
Мене тилькэ ляхва угадала, як коня вороного дарувала.
Глянь на гэрб знамэнытий, що на дуби высе. (иногда на дубе вешали и "гэрб" по шляхетской моде. Но я думаю, он - про жёлудь:). - germiones_muzh.)
Правда, як кинь стэпной воли,
Так и той казак нэ биз доли,
Куды хоче, туды й скаче - нихто за казаком нэ плаче.
Гей, гей, як я молод був, шо то була за сыла,
Було, борючи ляхив, и рука нэ млила,
А тэпэр и вошь одулила.
Та ще журы (печали. - germiones_muzh.) стало, що горилкэ нэ стало.
Гей, бандура моя золотая!
Колы б до тэбэ жинка молодая,
Ты б скакала и плясала до лыха -
Нэ одын бы чумак (возчик, транзитный торговец солью. - germiones_muzh.) отцурався (отказался. - germiones_muzh.) от соли и миха...
Tags: еще раз.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ГУСТАВ МАЙРИНК (1868 - 1932)

    БОЛОНСКИЕ СЛЁЗКИ вы видите того уличного торговца со спутанной бородой? Его зовут Тонио. Сейчас он пойдет к нашему столику. Купите у него…

  • (без темы)

    ...а всёже погремел напоследок пророк Илья! - И то ладно

  • ЛИ ГЮБО (1168 - 1241. кореец)

    ВЕЧЕРОМ В ГОРАХ ВОСПЕВАЮ ЛУНУ В КОЛОДЦЕ В бирюзовом колодце легкая рябь. Бирюзовый утес в стороне. Молодая луна хороша в небесах и в колодезной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments