germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Category:

побочные эффекты Ахматовой и Пастернака

- вообще, у нас это неправильно делают: диагностировать надо не писателей (они и так открыты нараспашку, наразворот. Очредко по-другому) - а читателя. Верно сказано, что теперь никто не станет так читать Пастернака и Ахматову, как в советское время. Тогда читатель был им в пандан: рефлектирующий, укорененный в указанном ему цветочном горшке-социальной нише-профессии интеллигент. - Тот самый, который сегодня отчаянно, с воплями вымирает или перерождается из червячка через куколку-хризалиду в... техспециалиста "с амбициями".
Интеллигент нуждался в "эстетике". В жизни он находить ее немог - да и некогда было ему: заставляли выполнять план, соответствовать разнорядкам. Оставалось откладывать эстетику на вечер, на кухню, на отпуск с гитарой у костра. Вот там (и в мечтах, понятно) он был "гусаром", она была "прынсессой" (на горошине - но ведь так приятней! + БДСМ немного)...
Борис Пастернак и Анна Ахматова были дозволенной (допустимой) в то время режимом - и доступной "почвой" для такой эстетики. - Остались в СССР, приняли условия Игры (как ее назвали Киплинг и Черчилль за ним). Сделали вид, что это их некасается, что для них - неважно, но - приняли. Про них МОЖНО сказать: "советские поэты" (это не раз говорили при них официальные лица, и объект непротестовал).
Но дело не в политике - тут анемичный интель прав: дело в этой самой "эстетике". Какова она у них - у Ахматовой и Пастернака?
Пастернак нервновосторжен. Он - идеальный зритель: из любого быта его возбужденная фантазия способна выдумать феерию. Он пишет как о прекрасном о резне революционными матросами офицеров на борту броненосца "Потемкин" - это ведь такое шоу!! - и одновременно о Рождестве Христовом - тоже красиво, только по-другому. Выбора он неспособен сделать и несчитает нужным. Он восхищается ВСЕМ - поскольку на всё смотрит под очень прихотливым углом. - А участвовать он ни в чем не может. Он только зритель, спеленатый, как грудничок, бессилием воли... Вот этим он тайно и нездорово красив. Не спорю.
Ахматова бронзовохолодна. Торжественная, мистерийная дистанция, которую она держит со всем и со вся - сродни той, которая необходима для правильного созерцания картины либо изваяния: пять метров или пятнадцать... - А то непоймете красоты! Любоваться приходитсяи именно ей, авторессой:
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась...

- это она пишет в то время, как "муж в могиле, сын - в тюрьме". Думает о памятнике себе-любимой, условия ставит. - Ахматова ахматовоцентрична. Конечно, такое помогало перенести ВСЁ (что-то вроде самогипноза "я счастлива, я гениальна, я экстраординарна...") - Полагаю, это ненормально. Но впрочем, гений и недолжен быть нормальным: он "выше" этого. И Ахматова по определению выше всех, кто ее читает. Божественноненормальна. Понять подлинной "красоты" и "величия" ее орлиноносого бронзового лика преданный и ничтожный читателишка несможет. - Он может лишь преклониться и поелозить в пыли, на предписанной дистанции.
Вот такой поднебесный дуэт fromUSSR - влюбленный во все всезритель Пастернак и самовлюбленная живобронзовая Ахматова...
(Сказал бы: они - как две стороны театрального биноклика. Пастернак приближает зрелище до степени, когда даже отдельновзятый клочок перхоти "становится" огромной тайной:
Случайно на ноже карманном
Найти пылинку дальних стран...

- а Ахматова Аннадревна отдаляет Себя-Себя-Себя-Себя Единственную как можнодальше: дабы изъяны человеческие небыли видны).
Я не стану углубляться в детали их биографий - я нелюбитель рыться в несвежем белье даже Великих. Вы с успехом можете сделать это сами.
Если захотите конечно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments