germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Category:

смелые и инициативные действия дружинника Яня Вышатича по пресечению бунта волхвов в Белоозере. 1071

в год 6579 (от сотворения мира. По нынешнему летоисчислению – 1071. – germiones_muzh.). Воевали половцы у Ростовца и Неятина (в Киевском княжестве. – germiones_muzh.). В тот же год выгнал Всеслав Святополка из Полоцка. В тот же год победил Ярополк Всеслава у Голотическа (в Полоцком княжестве. Сыновья киевского князя Изяслава Святополк и Ярополк с переменным успехом изгоняли полоцкого князя Всеслава с его земли. - В целом, обстановка была напряженная. – germiones_muzh.).
В те же времена пришел волхв, обольщенный бесом; придя в Киев, он рассказывал людям, что (здесь перевод упрощен: в древнерусском оригинале волхв говорит, что ему явились пять богов и велели поведать людям следующее. – germiones_muzh.) на пятый год Днепр потечет вспять и что земли начнут перемещаться, что Греческая земля станет на место Русской, а Русская на место Греческой, и прочие земли переместятся. (- обращает на себя внимание совпадение количества явившихся языческих богов – и лет срока, через который произойдут катаклизмы. Боги явно претендуют на то, чтобы покровительствовать предстоящим годам, определяя ход событий. Но длительный срок надежно защищает волхва от ответственности за истинность его прогноза. – germiones_muzh.) Невежды слушали его, верующие же смеялись, говоря ему: «Бес тобою играет на погибель тебе». Что и сбылось с ним: в одну из ночей пропал без вести.
Бесы ведь, подстрекая людей, во зло их вводят, а потом насмехаются, ввергнув их в погибель смертную, подучив их говорить; как мы сейчас и расскажем об этом бесовском наущении и деянии.
Oднажды во время неурожая в Ростовской (Ростова Великого. – germiones_muzh.) области явились два волхва из Ярославля, говоря, что «мы знаем, кто запасы держит». И отправились они по Волге и куда ни придут в погост, тут и называли знатных жен, говоря, что та жито прячет, а та – мед, а та – рыбу, а та – меха. И приводили к ним сестер своих, матерей и жен своих. Волхвы же, мороча людей, прорезали за плечами и вынимали оттуда либо жито, либо рыбу (это были сеансы суггестии-внушения либо даже телекинез: волхвы «показывали» толпе, что эти женщины «прячут» в некоем незримом пространстве за собой «изобилие» - пропавший урожай. Своих жертв они выдавали народу за ведьм. - А ведь, по существу, занимались черной магией сами! – germiones_muzh.) и убивали многих жен, а имущество их забирали себе (- здесь понятно, почему выбирали богатых жен. – germiones_muzh.). И пришли на Белоозеро, и было с ними людей 300.
В это же время случилось Яню, сыну Вышатину (дружиннику князь Святослава Черниговского. – germiones_muzh.), собирая дань, прийти от князя Святослава; поведали ему белозерцы, что два кудесника убили уже много жен по Волге и по Шексне и пришли сюда. Янь же, расспросив, чьи смерды (подданные земледельцы; не рабы. – germiones_muzh.), и узнав, что они смерды его князя, послал к тем людям, которые были около волхвов, и сказал им: «Выдайте мне волхвов, потому что смерды они мои и моего князя». Они же его не послушали. Янь же пошел сам без оружия (под оружием в ту эпоху понимали полный комплекс вооружения – со щитом, броней, шлемом. – germiones_muzh.), и сказали ему отроки его: «Не ходи без оружия, осрамят тебя». Он же велел взять оружие отрокам (младшие дружинники. – germiones_muzh.) и с двенадцатью отроками пошел к ним к лесу. Они же исполчились против него. И вот, когда Янь шел на них с топориком, выступили от них три мужа, подошли к Яню, говоря ему: «Видишь, что идешь на смерть, не ходи». Янь же приказал убить их и пошел к оставшимся. (- Янь пошел один, показывая, что невооружен и и ничего не боится. – germiones_muzh.) Они же кинулись на Яня, и один из них промахнулся в Яня топором. Янь же, оборотив топор, ударил того обухом (- экономная нейтрализация. Он мог это сделать даже оружием противника, перехватив за рукоять. Возможно, Янь шел вообще с голыми руками, и его топорик ему приписал летописец, не сообразивший по рассказу происходившее. – germiones_muzh.) и приказал отрокам рубить их. Они же бежали в лес и убили тут Янева попа. Янь же, войдя в город к белозерцам, сказал им: «Если не схватите этих волхвов, не уйду от вас весь год». Белозерцы же пошли, захватили их и привели к Яню. (- дружинник грамотно использовал интересы и страхи местных жителей. – germiones_muzh.) И сказал им: «Чего ради погубили столько людей?». (- это уже допрос. Янь Вышатич теперь действует как оперативник. - germiones_muzh.) Те же сказали, что «они держат запасы, и если истребим их, будет изобилие; если же хочешь, мы перед тобою вынем жито, или рыбу, или что другое». Янь же сказал: «Поистине ложь это; сотворил Бог человека из земли, составлен он из костей и жил кровяных, нет в нем больше ничего, никто ничего не знает, один только Бог знает». Они же сказали: «Мы знаем, как человек сотворен». Он же спросил: «Как?», Они же отвечали: «Бог мылся в бане и вспотел, отерся ветошкой и бросил ее с небес на землю. И заспорил сатана с Богом (- волхвы вряд ли говорили о библейском Боге и сатане. Скорей всего они подразумевали языческих белобога и чернобога. – germiones_muzh.), кому из нее сотворить человека. И сотворил дьявол человека, а Бог душу в него вложил. Вот почему, если умрет человек, – в землю идет тело, а душа к Богу». Сказал им Янь: «Поистине прельстил вас бес; какому богу веруете?». Те же ответили: «Антихристу!». Он же сказал им: «Где же он?». Они же сказали: «Сидит в бездне» (- и здесь, видимо, волхвы имеют в виду языческого бога Велеса. – germiones_muzh.). Сказал им Янь: «Какой это бог, коли сидит в бездне? Это бес, а Бог на небесах, восседает на престоле, славимый ангелами, которые предстоят ему со страхом и не могут на него взглянуть. Один из ангелов был свергнут – тот, кого вы называете антихристом; низвергнут был он с небес за высокомерие свое и теперь в бездне, как вы и говорите; ожидает он, когда сойдет с неба Бог. Этого антихриста Бог свяжет узами и посадит в бездну, схватив его вместе со слугами его и теми, кто в него верует. Вам же и здесь принять муку от меня, а по смерти – там». Те же сказали: «Говорят нам боги: не можешь нам сделать ничего!». Он же сказал им: «Лгут вам боги». Они же ответили: «Мы станем перед Святославом, а ты не можешь ничего нам сделать». Янь же повелел бить их и выдергивать им бороды. Когда их били и выдирали расщепом бороды, спросил их Янь: «Что же вам молвят боги?». Они же ответили: «Стать нам перед Святославом». И повелел Янь вложить рубли в уста им (монету в рот вкладывали покойникам. – germiones_muzh.) и привязать их к мачте и пустил их перед собою в ладье, а сам пошел за ними. Остановились на устье Шексны, и сказал им Янь: «Что же вам теперь боги молвят?». Они же сказали: «Так нам боги молвят: не быть нам живым от тебя». И сказал им Янь: «Вот это-то они вам правду поведали». (- цель Вышатича здесь: показать жителям Белоозера несостоятельность волхвов как пророков и идеологов. - germiones_muzh.) Волхвы же ответили: «Но если нас пустишь, много тебе добра будет; если же нас погубишь, много печали примешь и зла». Он же сказал им: «Если вас пущу, то плохо мне будет от Бога, если же вас погублю, то будет мне награда». И сказал Янь гребцам: «У кого из вас кто из родни убит ими?». Они же ответили: «У меня мать, у того сестра, у другого дочь». Он же сказал им: «Мстите за своих». (- таким образом, дружинник запрограммировал и дальнейшие действия местных в отношении волхвов, если те еще появятся. - germiones_muzh.) Они же, схватив, убили их и повесили на дубе: так отмщение получили они от Бога по правде! Когда же Янь отправился домой, то на другую же ночь медведь взобрался, загрыз их и съел. И так погибли они по наущению бесовскому, другим пророчествуя, а своей гибели не предвидя. Если бы ведь знали, то не пришли бы на место это, где им суждено было быть схваченными; а когда были схвачены, то зачем говорили: «Не умереть нам», в то время, когда Янь уже задумал убить их? Но это и есть бесовское наущение: бесы ведь не знают мыслей человека, а только влагают помыслы в человека, тайного не зная. Бог один знает помышления человеческие. Бесы же не знают ничего, ибо немощны они и скверны видом…

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments