germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

Category:

девка-чернавка vs мужики/бояре новгородские (пересказ эпизода былины-старины "Василий Буслаев")

события былины (их называли на Севере еще стАринами) надо отнести к обширному периоду истории Великого Новгорода - средневековой республики, менявшей наемных князей, как перчатки, богатевшей на морской торговле с Западом. Могущество Великого Новгорода было подорвано только в XV столетии московскими князьями, и город-республика потерял свою независимость, прочно войдя в подданство Москвы, объединявшей русские земли.
Былина была записана уже в XIX веке. Пели ее люди простые, поморы северные. Поэтому средневековые реалии за время многократной смены исполнителей упрощались, слегка переосмыслялись и "осовременивались". - Так, в былине хозяевами города являются "мужики новогородские". Но на самом деле это - бояре, родовая аристократия, владевшая землями и кораблями, товарами и много чем еще. "Лучшие люди", стремившиеся к установлению постоянного контроля над буйным вечем - народным собранием Новгорода. Главгерой же былины - малолетний беспредельщик Вася Буслаев - будучи боярским сыном, опирался в своем беззаконном популизме и пьяных богатырских "подвигах" именно на чернь - новгородский простой люд. Но наш сказ преимущественно не о нем.
Да! Имейте в виду, что былина слегка шуточно подана даже в оригинале. Итак...

Василий - сын покойного Буслая и "матерой вдовы" (так называли вдов-хозяек, правивших от имени малолетних детей; юридический их статус, скоре всего, на Руси - скандинавского происхожденья) Амелфы Тимофевны. Хорошо образован - пишет-читает и поет (на крилосе в церкви) просто как соловей. - Понятно: боярский сын, к тому же единственный в семье. Однако наука не идет Васе впрок, и еще больше он выделяется своими угрожающими бойцовскими качествами ("Которого возьмёт он за руку - Из плеча руку выдернет; Которого заденет за ногу - Тому ногу выломает; Которого хватит поперёк хребта - Тот кричит-ревёт, на карачках ползёт") и пристрастием к распитию алкогольных напитков в буйной компании. Видимо, Василий желает быть лидером. Деньги у него есть, сила тоже (ума только нету). Он набирает из собутыльников дружину хоробрую, проведя экстремальные испытания соискателей чашей зелена вина в полтора ведра и вязом червленым - по горбу. Кто выдержал экзамен - тот и брат-дружинник (в оригинале былины вязом бьют даже не по горбу, а в голову - но это типичная гипербола-преувеличение; я в такие сказки не верю).
Едем дальше. Опираясь на избранную "гвардию" Вася начинает наводить в городе свои "порядки" - а проще говоря, творить беспредел. Мужики богатые посадские (бояре то есть) дают ему отпор: на празднике в Николин день в ходе кулачного бою "один дурак зашел с носка, Ваську по уху оплёл" - и начали прессовать. Вася кликнул на помощь своих. Помогли, понятно. Затем он пишет супротивникам "ярлыки скорописчатые" и забивает стрелку, чтоб решить, кто будет рулить в Новегороде - он или же они? На мосту через Волхов, где обычно проходили такие мероприятия, начинается ожесточенная дискуссия с применением подручных средств. Вася и его дружина побеждают.
Но у мужиков/бояр есть запасный вариант. Они жалуются Амелфе Тимофевне на ее нехорошего сына - и матерая вдова запирает Васеньку в подвал (каменный - или поруб из дубовых бревен) на замки булатные. Лишившись лидера, дружина начинает получать от мужиков/бояр конкретных бамбулей. Повеселевшие мужики разошлись не на шутку и восстанавливают справедливость вовсю...
Вася, видя такую беду из подвала, ничем не может помочь своим и глубоко горюет. - Видимо, с бодуна; оно естественно. Несчастные братья-дружинники, отхватывая с боярскомужицкой руки булавами по башне, взывают к проходящей мимо девушке-чернавке (служанке) из дворни Амелфы Тимофеевны. Типа: спаси, Маша, а то нам совсем капут! Девушка тут же сбрасывает с кипарисового коромысла (кстати, дорогое дерево. Импортное, душистое) ведра кленовые, и помахивая инструментом вокруг себя в лучших традициях Шаолиня, оказывает уставшим дружбанам "первую помощь". Раскручивает, так сказать, коромыслу и оттесняет, так сказать, уже вошедшую во вкус толпу здоровеньких бойцов, оснащенных по крайней мере боевым ударнодробящим оружием, сбивая с ног и вырубая их одного за другим. Прибив многих мужиков/бояр до смерти (!!!), девка наконец устаёт; тогда она бежит в подвал, срывает замки булатные, растворяет ворота железные и выпускает на волю самого Буслаева: иди, блин, воюй уже сам! Я запарилась.
.- И тут начинается в Новгороде уже совсем фруктовый беспредел... Но про него я продолжать не буду. Ну его к ляду. Я - о девке-чернавке:)
Subscribe

  • из цикла МАСКИ, МАСКИ

    МАСКИ АНТИЧНОГО ТЕАТРА 1. античные театральные маски делались просто, быстро (хоть и с умением) - представление могло быть и импровизированным.…

  • из цикла МАСКИ, МАСКИ

    АРАБСКАЯ ЖЕНСКАЯ МАСКА - БУРГА с древних времен (и посейдень во многих арабских странах) женщины носили маску. Это скорее каркас: обруч над бровями,…

  • из цикла МАСКИ МАСКИ

    ДЗАННИ маски комедии дель'арте - социальные: это типажи (доктор, купец...) И региональные: неаполитанец, болоньезец... Традиции две: северная и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments