germiones_muzh (germiones_muzh) wrote,
germiones_muzh
germiones_muzh

три дресс-кода государева Двора Московских царей (XVI - XVII вв.)

лица, составлявшие царский Двор, либо вхожие в него, должны были, являясь для отправления своей службы, с прошением-челобитьем или по царскому вызову, удовлетворять определенным стандартам поведения и внешнего вида. В ходу было три, выражаясь современным языком, «дресс-кода», которые можно назвать Большим, Средним и Малым.
1. «Золотое либо серебряное платье». Авторы XVI – XVII веков отмечают, что члены Ближней боярской думы и почетные гости на царском пиру в присутствии государя все должны быть облачены в одежду из златой или сребряной парчи – тяжелой шелковой материи, затканной в уткЕ нитями из драгметаллов. Из парчи выполнялись самые богатые одеяния для торжественных случаев; они декорировались жемчужным шитьем и пуговицами ювелирной работы, украшенными самоцветами и порой стоившими дороже самого платья. В золотое платье облачались бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки (это высшие дворцовые чины); исполнявшие руководящие придворные должности: кравчего, оружничего, постельничего, воеводские и др.
2. «цветное платье» было обязательным для ношения придворных среднего и нижнего «звена». Оно называется так потому, что шилось из дорогих импортных материй, для которых использовались такие же дорогие яркие красители: из персидского либо венецианского бархата или фландрского сукна, например. Самыми распространенными цветами такого платья были оттенки красного, которых насчитывалось более сотни: «червленый», «багряный», «жаркий», «вишневый», «брусничный», «кармазинный» и т.д. В цветном платье ходили царские стольники для всяких поручений, стряпчие, телохранители-рынды, дежурные «жильцы», а также столичные стрельцы - когда они привлекались к службе в непосредственной близости от царской особы.
3. Самым скромным «дресс-кодом» надо считать «чистое платье». Оно могло быть ничем не украшено – но быть новым, целым и чистым. В «чистом платье» могли ходить приближенные к царю прислужники без чинов, выполнявшие тяжелую или маркую работу – те же «истопники», которые не только занимались обеспечением обогрева государевых палат, но и постоянно были под рукой, готовые выполнить любой царский приказ по доставке или отсылке чего бы то ни было.
Следует добавить, что непосредственно царское окружение состояло из одних только лиц мужского пола: если требовались специфически женские услуги, для них призывались эпизодически «старые старушки». В ту эпоху обычное благочестие приписывало мужчинам и женщинам становиться по разные стороны храма во время богослужения – а жене без мужа (или взрослого сына, брата и т.д.) из дому не отлучаться, тем более что это могло быть небезопасно.
Но царица и царевны при своих теремах имели собственные малые «дворики», персонал которых был в основном женский: казначея, кравчая, постельничая, судья назначались из боярынь; также к царицыну двору принадлежали мастерицы разных профессий, выполнявшие и царские заказы. Были в окружении царицы и стольники мужского пола – но не старше 10-12 лет; а взрослая мужская охрана находилась только «в прихожей» и в верхние палаты не допускалась. В общем, следует предположить для окружения царицы и царевен те же «дресс-коды».
Широкораспространено представление, что виды и покрой одежд в Древней Руси были одинаковы для всех слоев населения - и для царя, и для смерда. Я бы уточнил, что к "аристократическим" одеждам надо добавить восточные фасоны экспортировавшегося мужского и женского готового платья из дорогих материй - иранского, турецкого, бухарского пороизводства (к примеру, надевавшаяся поверх парадного кафтана ферязь, или же опашень с прорезными рукавами). - Низы общества их не носили.
Аксессуары для краткости перечислять я не стану, упомяну только, что как на Московской Руси, так и в европах - в средние века и аж до начала ХХ столетия - ходить без головного убора было неприлично: если его и снимали в помещении, то всюду носили с собой. Высокие боярские шапки из драгоценного темного меха куниц или лисы-чернобурки надевались на облегающую матерчатую шапочку-тафью (напоминающую по форме ритуальную "кипу" евреев, но на самом деле - тюркского происхожденья) - а ее практически никогда в бодрственном состоянии и не снимали.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments